2 правописание гласных в суффиксах глаголов. Правописание глагола и глагольных форм. Частицы не и ни

Проблемы при изучении русского языка у многих людей вызывает написание глагольных суффиксов. Не всегда понятно, какие гласные нужно ставить. Однако этот вопрос регулируется всего парой простых правил - и запомнить их очень легко.

Как определить, какую гласную букву нужно поставить в глагольном суффиксе?

Какое бы слово мы ни видели перед собой - глагол в любом времени, в любой форме и наклонении - для определения правильного суффикса его нужно поставить в единственное число, 1-е лицо, а также употребить в настоящем времени или в будущем. А после этого - посмотреть на окончание.

  • Если в получившемся глаголе окончание будет «ую» или «юю», то в прошедшем времени и в начальной форме для этого глагола суффиксами станут «ова» или «ева».
  • Если слово, поставленное в настоящее или будущее время в 1-м лице, будет заканчиваться на «иваю» или «ываю», то соответственно, для других времен и форм суффиксами окажутся «ива» и «ыва».

Приведем пару примеров для лучшего понимания.

  • Глагол «стартовать». В настоящем времени и в единственном числе для 1-го лица это будет слово «стартую» - и заканчивается оно на «ую». Соответственно, в инфинитиве «стартовать» и в прошедшем времени «стартовал» мы пишем суффикс «ова».
  • Глагол «рассматривать». Единственный род 1-го лица в настоящем - это слово «рассматриваю». Слово заканчивается на «иваю» - соответственно, суффиксом для слова «рассматривал», употребленного в прошедшем времени, и для инфинитива будет «ива».

Правила для суффикса «ва»

Помимо вышеперечисленных суффиксов, существует еще и суффикс «ва» для глаголов. В отличие от рассмотренных выше суффиксов, «ва» всегда находится под ударением - «узнавать», «разбивать», «наливать». Какую букву поставить перед ним - зависит от того, через какую букву пишется слово в неопределенной форме.

Например, для слова «разбивать» такой формой будет «разбить». Слово пишется через гласную «и» - соответственно, и перед «ва» мы тоже ставим «и».

Необходимо помнить, что для этого правила существуют три слова-исключения. А именно:

  • «Застрять». Неопределенная форма пишется через гласную «я» - но в словах «застревать» и «застреваю» перед ударным суффиксом ставится буква «е».
  • «Продлить». Неопределенная форма пишется через букву «и» - но при этом глагол «продлевать» имеет гласную «е» перед ударным суффиксом «ва», как и «продлеваю».
  • «Затмить». Когда слово в неопределенной форме, мы видим букву «и» - но если слово изменить на «затмевать» и «затмеваю», то поменяется и гласная.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Тип урока – комбинированный урок с применением системно – деятельностного подхода.

Цели урока:

  • образовательная – познакомить со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; расширить представление учащихся об орфографии как системе правил.
  • воспитывающая – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к слову, к изучению языка.
  • развивающая – развивать общеучебные умения и навыки, навыки самостоятельности и самоанализа, логического мышления, развитие потребности в речевом общении, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Пожелаем друг другу успешной работы и интересных поисков.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвисты – это ученые, которые рассматривают, исследуют различные процессы в области нашего языка, или языковеды).

Мы с вами тоже маленькие лингвисты, или языковеды, потому что изучаем теоретические основы русского языка, учимся правильному употреблению слов с точки зрения разделов языкознания.

Какой большой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, который изучает части речи).

Какую часть речи изучаем? Скажите, что такое глагол? (заслушиваются ответы учащихся)

Прочитайте на доске слова: рассматр..вал, исслед..вал.

К какой части речи они относятся? (глаголы)

В какой части слова или морфеме пропущены буквы? (в суффиксе)

Определите тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. (записывают в тетрадь тему урока)

Определите для себя цели при изучении данной темы. (варианты ответов: знать орфограмму, уметь применять изученное правило на практике, обосновывать выбор гласных в суффиксах глаголов)

3. Словарно-орфографическая работа.

Непосредственно перед изучением нового материала необходимо вспомнить изученные орфограммы. На доске написаны словосочетания. Предлагается выполнить задание в парах.

- Задание : распределите словосочетания по видам орфограмм, графически обозначьте орфограммы (проверка проводится после выполнения задания).

Дополнительные задания:

Составьте 1-2 сложных предложения с записанными словосочетаниями. Дайте им характеристику.

Укажите количество букв и звуков в словах объехать, задание.

Рефлексия:

Над какими орфограммами надо поработать дома при подготовке домашнего задания и на уроках повторения?

4. Актуализация ранее полученных знаний.

Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Составьте (устно) с ними 1-2 предложения, объясните свой выбор.

Какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными? Приведите примеры, обоснуйте собственное мнение.

Какие наклонения изучили у глагола? Составьте (устно) словосочетания или предложения, употребив в них глаголы в одном из наклонений.

Что такое безличный глагол? Приведите собственный пример предложения, употребив в нем безличный глагол. Укажите, в какой форме стоит безличный глагол.

Какие трудности по теме “Глагол как часть речи” вы для себя определили на прошлом уроке и на предыдущих уроках? (вопрос лично значим: каждый ученик вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы).

5. Физкультминутка. (под музыку учитель и учащиеся выполняют несложные физические упражнения)

6. Постановка проекта выхода из затруднения.

А) Анализ примеров.

Над какой темой будем работать на уроке? Что для этого нужно выполнить?

Запишем слова в столбик. Какой частью речи они являются? Образуем от инфинитива глаголы в форме 1 лица ед. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения и запишем их.

  • Разыскивать - разыскиваю
  • Откапывать – откапываю
  • Чувствовать - чувствую
  • Потчевать - потчую

Обозначьте суффиксы глаголов.

Обратите внимание, когда в суффиксах пишутся буквы ы – и, а когда – о-е?

Б) Работа с учебником.

Задание классу:

Прочитайте параграф 90 в учебнике на странице 218.

Познакомьтесь с правилом и запомните его.

В) Обсуждение прочитанного материала в учебнике.

Когда в суффиксах глаголов пишутся гласные ы-и, а когда – о-е?

Составьте алгоритм применения орфограммы № 48.

(Примерный алгоритм:

1.Укажи часть речи.

2. Выдели суффикс.

3. Поставь в 1 лицо ед.ч. наст или буд. вр.

4.. Посмотри, на что оканчивается.

5. Вспомни правило и правильно напиши гласные в суффиксе глаголов).

Г) Рефлексия.

Какие трудности возникли при работе с учебником?

7. Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи.

А) Выполнение упражнения 521.

- Цель : образовать глаголы в неопределенной форме, обозначить условия выбора изучаемой орфограммы. (работа ведется в парах, а затем следует проверка)

Что такое местоимение? Назовите разряды местоимений. Какие местоимения называются неопределенными? (например: рассказываю кое – что, советую кое – кому, досадую кое на что).

Прочитайте слова в рамочке, согласно поставленному ударению. Над какими нормами поработали? Как слова из рамочки соотносятся с темой урока? Запишите их в ученический словарик, запомните их произношение.

Рефлексия:

С какой трудностью встретились, выполняя упражнение?

Б) Выполнение упражнения 522.

В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

- Цель : поставить глаголы в форму прошедшего времени ед. числа, объяснить правописание суффиксов глаголов. Выполним упражнение, работая в парах.

Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Дайте лексическое толкование фразеологизму “дневать и ночевать”? Составьте с ним предложение.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель самостоятельной работы – выяснить уровень понимания изучаемой орфограммы, наметить дальнейшую работу по устранению ошибок.

Выбираете карточку для работы по желанию, внимательно прочитайте задание и выполните его. После выполнения следует проверка.

Карточка 1. Замените словосочетания глаголами с суффиксами –ова – ева, -ива- ыва. Запишите рядом глаголы в форме прошедшего времени и неопределенной формы глагола. Выделите суффиксы.

Дал совет, проводил беседу, собирал группу, поводил итог, проводил расследование, проводил обследование, завершал эксперимент, проявлял интерес, проявлял фотографии, делал укладку, выполнял команду.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее”.

1. Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать.

2. Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

3. Команд..вать, совет..вать, заигр..вать.

4. Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Карточка 3.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Он убил вспышкой гоблинов, кинувшихся (на) него, и успел ускол..знуть (в) щель как раз (в) тот момент, когда она захлоп..валась.

2. Его достаточно ч..сто опис..вали (в) ска..ках, а один (из) старших кузенов Бильбо (по) туковской линии, большой любитель путешеств..вать, не раз выл по – волч..и, чтобы напугать Бильбо.

3. Несколькими в..махами крыльев он (под)нялся (в) воздух, и немедленно двое орлов снялись (со) скал по обе стороны (от) него и послед..вали (за) ним. (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”.)

Карточка 4.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Они бесн..вались и (с) воем прыгали (на) стволы ругали гномов (на) своем ужасном наречии языки их вывал..вались (из) пасти глаза горели св..репым красным огнем.

2. Вокруг гномов образ..валось кольцо дыма и плам..ни.

3. Распространит..ся наружу гоблины ему (не) д..вали зато оно стяг..валось все т..снее...

4. Ему делалось дурно если он загляд..вал (в) низ (с) края небольшого обрыва: он (не) долюбл..вал приставные лес..ницы... (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”).

Какие моменты вызвали сложности в работе? Какую тему нужно повторить?

9. Рефлексия.

Что для меня было самым полезным на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Какие затруднения испытывали на уроке?

На что нужно обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

10. Реализация домашнего задания.

Обязательное задание - стр.218, правило выучить;

Задание по выбору учащихся:

А) упр.524, 525;

В) найти в художественных текстах слова на орфограмму №48, выписать в тетрадь или принести художественную книгу на урок.

§ 98. Правописание гласных в суффиксах глаголов - Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

При употреблении глаголов в письменной речи особое внимание следует уделить их правописанию, в частности – правописанию глагольных суффиксов. Поскольку от того, насколько грамотна будет ваша речь, зависит то, насколько доступно будет ваше высказывание для других.
Нередко при употреблении глаголов в форме первого лица единственного числа возникает вопрос о том, в каких случаях в суффиксах необходимо писать буквы «ы-и», а в каких «о-е». Для того, чтобы это определить. Необходимо применить следующее правило. Если глагол в форме настоящего (будущего) времени оканчивается на «ую(юю)», то в таком случае в форме инфинитива и прошедшего времени надо писать суффикс «ова(ева)». Например: советую – советовать, советовал. Если же в форме настоящего (будущего) времени глагол будет оканчиваться «ывю(иваю)», то надо писать «ыва(ива)». Например: опаздываю – опаздывать, опаздывал.




glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника