На какой современный предмет похож сундук. Откуда взялся сундук? Функциональное назначение сундука

МАОУ СОШ с.Бердюжье
Информационный проект
«История сундука»
Подготовил учащийся 5б класса:
Ческидов Роман

Учитель: Верещагина Л.Н.
2017г

Содержание
I. Введение……………………………………….
II. Основная часть………………………………..
1. Что такое «сундук» ?..............................................

3. Технология изготовления сундуков. Сундучный
промысел……………………………
III. Заключение………………………………………
IV. Список литературы……………………………..
V. Приложение……………………………………...

I. Введение
Цель исследования: узнать историю возникновения сундука, узнать, как выглядели
сундуки у разных народов (русских, татар, чуваш).
Задачи:
 Выяснить назначение сундука.
 Выяснить содержимое сундука
Объект исследования: Прабабушкин сундук и его содержимое.
Как­то посетив школьный музей, я обратил внимание на одну старинную вещь. Возле стены
стоит сундук. Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое
прошлое. У многих он вызывает ассоциации с чем­то очень древним и музейным. Возможно,
что и сейчас у некоторых жителей сохранились в память бабушкины сундуки. Эта тема
заинтересовала меня, и я решил посвятить своё исследование «тайне бабушкиного
сундука».
Моё исследование
II. Основная часть
1. Что такое «сундук»?
Первый вопрос, который меня заинтересовал ­ "Что такое сундук?". Чтобы ответить на
него, я заглянула в справочники и вот что там обнаружила.
Согласно словарю С.И.Ожегова, «Сундук - ящик с крышкой на петлях и с замком,
обычно окованный, для хранения вещей».
История сундука берёт свое начало в Древнем Египте. Известно, что все восточные
народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие, даже в поздние века, вместо
шкафов пользовались сундуками.В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть
до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов
сундуков огромное множество (приложение №1). Они изготавливались различных
размеров, цветов, с применением различных пород дерева.
Сундук ­ мебель, украшавшая дома разных народов и культур с древних времен.
Оказывается, он является прародителем современной мебели: шкафа, кресла, комода,
кухонного дивана и даже кровати. История о сундуке начинается еще в Древнем Египте. В
нём хранилась домашняя утварь. Древние греки придумали использование сундуков как
лежанки и скамейки. Вплоть до ХIII века были распространены европейские сундуки,
которые выдалбливали в дереве. В Египте были распространены сундуки, почти все

разновидности которых дошли до нас. Украшались они богатым плоским цветным
орнаментом и иероглифическим письмом.
Греки и римляне употребляли древесные сундуки, похожие на египетские, для хранения
одежды. В Риме существовал вид обитых сверху бронзой сундуков, некое подобие
современных сейфов, которые никогда не передвигались и стояли традиционно в атриуме,
где спали мужчины. На юге (в Альпах) сундуки изготавливались из ели; на севере (на
германских, британских, скандинавских территориях) ­ почаще из дуба. С развитием
культуры быта увеличивается число находящихся в употреблении типов мебели, но сундук
остается одним из главных предметов мебели, выполняя роль шкафа и скамьи.
На Руси сундук известен со времён татаро­монгольских завоеваний, о чём говорит и
происхождение слова. В сундуках татарские воины переносили собственный скарб, в их же
хоронили воинов. На Руси были распространены два вида сундуков ­ с плоской откидной
крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от малеханьких, близких к
шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, средств,
до большущих, предназначенных для одежды либо товаров.
В раннее Средневековье сундук превратился в элегантный шкаф с дверками, украшенный в
готическом стиле резными филёнками. Позже, дополнив стандартный сундук выдвижными
ящичками, европейцы создали изысканный комод. Во время развития готического стиля
появилось кресло. Оно было создано на основе сундука, к которому приделали
экстравагантные подлокотники, ножки, спинку и сидение из мягкого текстиля.
На Руси издревле сундуки служили для бережного хранения одежды, приданного для
девушки, семейных ценностей и реликвий. Часто, накрытый мягким матрасом сундук,
превращался в удобную лежанку.
Пусть сундук и родился где­то за далекими морями, у нас он считается исконно русской
утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из
дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря,
ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор!
Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи
тканью, кожей.
«Сундук - ящик с крышкой на петлях и замком, обычно окованный и соскобами, для
хранения вещей»1
Сундук ­ предмет, история которого уходит своими корнями в далекое прошлое. Простой
ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в
хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. В хозяйстве дикарей было множество
мелких вещей, таких как камни для растирания зерен, кусок мягкого дерева для добывания
огня, смола для прикрепления кремней к дереву. Всю эту домашнюю утварь необходимо
было где­то хранить, или как­то переносить. В те далекие времена люди пользовались для
переноса предметов необходимых для поддержания жизнедеятельности мешками из шкур
убитых животных. Когда человек стал вести оседлый образ жизни и не должен был таскать
весь этот скарб на себе, он стал хранить свои вещи, которые были ему дороги или весьма
полезны, в коробах из дуба или в ящиках из досок.2

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIXвека.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали
ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков
огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением
различных пород дерева (дуба, ясеня).
Прообразом русского сундука является бондарное или долбленоекубло, в которых
хранили приданное и другое ценное имущество.
Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в
котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами.
Судя по описаниям, скрыня ­ деревянный или металлический сундук любого размера, в них
традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и
драгоценности. Скрыня
Другой разновидностью сундука является ларь(длинный ящик с крышкою,
для разного скарба и продуктов). Слово «ларь» заимствовано из
древнешведского «larr» ­
образом, ларь, в отличие от сундука –
ящик. Таким
европеец.
большой ящик,
ящик с
зернового хлеба или муки; то же, для продажи припасов на базара. Ларь
конецформыначалоформыЛарь ­
дощатый сруб, рундук, закрома;
навесн ю крышкою, откосом, для
оо
Ларец - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, дорогой,
изукрашенный ящичек для хранения разных вещей, главным образом
драгоценностей, шкатулка, сундучок.
Подголовные сундуки с наклонной крышкой называлиподголовками. Подголовок - это
деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный
железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название
говорит о том, что его можно было положить под голову - самое Сундук –
подголовник надежное место для сохранности. Сундучки­подголовки пользовались
большим спросом. «Подголовок - деревянная подставка с наклонной поверхностью (или
ларец с наклонной крышкой), помещаемая в
изголовье под подушку».
Небольшие по размеру и металлические изделия
получили название сундучок, или ковчежец.

Ковчег- небольшой сундучок, ящик из серебра или
дерева, обитый кожей. Более распространенным названием
было ларец или ларчик. В нем обычно хранили
драгоценности и украшения, в том числе и религиозные
святыни. Ковчег
Шкатула - ящик, обтянутый кожей или тканью,
железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали
напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное
наименование шкатулка.9
«Погребец - дорожный
сундучок для продуктов и
посуды»10
«Погребец - дорожный сундучок с напитками
и съестными припасами»11
«Коробья или коробейка - гнутый обычно из
осиновой обейчатки короб либо сундук…
круглый или с четырьмя тупыми углами. Она
оковывалась полосами».12 «Короб - лубяное
или Сундук – погребец берестяное изделие…»13
Коробья
Таким образом, деревянный сундук является предметом многофункциональным
и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он украшал
помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук
часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь

воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи. Однако прошло не так
уже много времени с тех пор, как сундук вышел из повседневного обихода. Еще в 60 – 70
годах XX века его можно было найти в любой русской избе.
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто:
бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей, сундук истории –
давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке,

А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е.
то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху –
самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами. Настоящий
праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и
вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых
кольями, такое разноцветье по селу полыхало! Сундук всегда содержал какую­то тайну.
Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых
было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали
сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук– памятью о
временах, о людях…
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем
часто: бабушкин сундук – копилка каких­то старинных вещей или даже идей,
сундук истории – давность,
спрятать в сундук за семь замков – о жадности,
сундук – о скрытном человеке,
старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…
Таким образом, деревянный сундук является предметом, используемым человеком в
своей жизни в разных целях.Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он
украшал помещение, так какимел рисунки народного творчества, старинного быта. Кроме
того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не
опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
2. Приметы и поверья, связанные с сундуками.
Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о
каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор
существуют. Например, такие:
Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него
богатство и удачу.
Свой сундук отдавать никому нельзя ­ сама замуж не выйдешь и той, кому отдала
­ счастья не будет.
Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как
одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники
невесты, которые назначали сумму выкупа.
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили
зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду,
чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
3. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.
Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали
сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.
В XVI - XVII вв. самыми известными городами, где изготовляли сундуки,
были Великий Устюг и Холмогоры - крупные торговые города России на Северной
Двине.
Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке
рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр(вид графики).
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни
делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвертые
подготавливали железо, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной
последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными
или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым
стенкам прикрепляли скобы – ручки.
III.Заключение
Мне было очень интересно писать эту работу, находить информацию в разных
источниках, обрабатывать её, делать выводы. Я расширил свои знания: узнал, какие бывают
виды сундуков, приметы и поверья, связанные с этой старинной мебелью.
Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Мудрые люди говорят: «Не зная
прошлого, не построишь жизнь в будущем».
На основе результатов исследования можно сформулировать следующие выводы:
 Сундук господствовал в доме знатных, и бедных людей уже в 13 веке.
 Сундук­незаменимая вещь в быту, самая важная мебель, хранилище добра, кровать
и сиденье одновременно.
 Функции сундука ­ сохранение разных вещей. Сколько интересного может
рассказать его содержимое! А главное, что это не только скопленное добро, это­
целая жизнь.
 Сундук украшает интерьер, вносит в него нотки народной культуры, старинного
быта.

 История сундуков ­ это судьба наших предков, во многом схожая с судьбами людей
разных поколений.
IV. Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.
3. Миллард Энн «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997
4. А.П.Рогов. Мир русской души.­ М.: Терра – Книжный клуб, 2002
5. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой.
6. Большой Энциклопедический словарь.
7. Газета «Земля Ветлужская» за 19 мая 2009 года.
8. Доброслава (Любимова Е. И.) «Обрать­дорога».
(славянские уроки Доброславы.)
9. Интернет­ресурсы.

Сундук как предмет мебели у многих ассоциируется со сказками. Воображение рисует нам избушку, в ней – большой деревянный стол, широкие лавки, рядом – прялка, буфет и обязательно сундук. В нем всегда хранили самое ценное. Сейчас нам кажется, что там хранятся сами предания глубокой древности. Но это не мешает использовать сундук как современный предмет, получившийся из . Его таинственный образ придаст Вашему дому особенный колорит, оттенок старины.

фото 1

Сундук неспроста считается ярким представителем антикварной мебели. Это – один из предметов утвари, который был популярен еще в XIII веке, в Древнем Египте. Эта страна и является родиной, казалось бы, русского предмета крестьянского интерьера. Мастера на Руси, бывая на заработках в Византии и других городах, постепенно усвоили европейские традиции. И подарили своей культуре такую ни с чем не сравнимую вещь, как сундук. Так миру стали известны русские, макарьевские сундучники.

Русский сундук приобрел свои неповторимые качества. В избе он занял особое место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданное, и одежда, и просто бытовые мелочи. Пожар – нередкий случай на Руси. Но сундук и в таких случаях хранил семейные сокровища. Потому что его можно было легко вынести за ручки из горящей избы. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки; большие – для хранения еды, одежды. Для прочности их оковывали железными полосами. Количеством сундуков измерялось богатство семьи.

фото 2

Немногие знают, что сундук – прообраз комода, саквояжа, чемодана, шкатулки, шкафа, стола, сейфов. «Вытянувшись» от обилия вещей в нем, сундук превратился в шкаф. Благодаря этому во многих квартирах сейчас царит минимализм. Ведь шкафы занимают мало места, а сундук - еще меньше. Для хозяев малогабаритных комнат это – большой плюс. Так сундук решил еще и проблему компактного хранения вещей.

С сундуком связаны и некоторые профессии, которые всегда считались весьма далекими от мебели. Была когда-то давно такая специальность – «укладчиков одежды в сундуки». Одним из таких укладчиков был еще неизвестный миру француз Луи Виттон. Он стал профессионалом в этом деле, ведь только он мог укладывать одежду так, что на ней не было после ни единой складочки. Ни то чтобы с этого и началась его популярность, но сундук в какой-то степени занимает место в судьбе этого великого дизайнера. Именно Виттон и превратил сундук в походный предмет мебели – по образу сундука были созданы чемоданы и дорожные сумки.

фото 3

Помимо своей богатой легендами истории, сундуки хранят в себе практичность и красоту. Они бывают разные: большие и маленькие; плетеные (из искусственных волокон или ротанга) и деревянные (из дуба, ясеня). Украшают сундуки по-разному. Их расписывают вручную и обивают шелковой тканью, выполняют на нем сложные орнаменты на тисненой коже и покрывают восточным тонким шерстяным ковром. Бывают сундуки и со сложными бронзовыми накладками, и резные, и окованные (фото 1) .

Сундук изготавливается, в основном, из дерева (фото 2) . А если быть точнее – из дуба, реже – из березы. Вообще, крестьянская мебель выполнялась из простых пород дерева. В центральных губерниях ее делали и из сосны, и из ели, осины. Самым лучшим русским лесом считался вологодский. Из лиственницы, которая росла в этом лесу, делали удивительные сундуки – в них никогда не заводилась моль.

фото 4

Деревянные сундуки не ушли в сказочное прошлое. Мода возвращается: сейчас дизайнеры часто работают над интерьером в русском стиле. Сундук – один из его главных атрибутов (фото 3) . Естественность будет в таком интерьере негласным правилом. Ведь вся мебель будет состоять из натуральных природных материалов. Кроме сундука, в интерьер впишутся буфет, ларь, камин, лавки с высоким изголовьем, длинный стол, украшенный резьбой. На окнах пусть висят льняные шторы, стены будут в светлых тонах натурального дерева, для пола нужно использовать массивную доску, а не ламинат или привычный для нас паркет. Все это создаст приятную, далекую от шумного города атмосферу.

Сундук не исчерпывает свою сказочную силу в русском стиле. Существуют так называемые этнические направления в дизайне помещений. «Содержимое» такого интерьера составляют предметы мебели, привезенные со своей исторической родины. Это похоже на антикварный стиль, но не требует «состаривания» вещей. Они могут быть абсолютно новыми – главное, чтобы в помещении царил особый колорит неведомых краев. Любовь к редким и красивым вещам – показатель не только богатства и аристократического вкуса человека. Так не происходит обезличивание быта, наполненного серийными неинтересными вещами. Ведь каждый редкий предмет имеет свое лицо и свою биографию.

фото 5

Но если уж говорить конкретно об этностиле, сундук занимает тут почетное место. Помимо традиционных кованых сундуков, хорошо смотрятся и плетеные, очень похожие на короба (фото 4) . И те, и другие напоминают о жарких странах и зовут в путешествия, в дальние края. Такой дизайн интерьера и такой редкий, красивый предмет мебели украсит дом, создаст неповторимую атмосферу и выгодно подчеркнет характер владельца жилища.

Вы будете удивлены, узнав, что в этническом интерьере будет уместен не только русский сундук, но и занзибарский (фото 5) . Он – элемент восточноафриканского колониального стиля. Именно занзибарский сундук считается среди дизайнеров самым оригинальным по сравнению с другими. Восточноафриканские сундуки завоевали свою популярность благодаря внешней привлекательности, долговечности и практичности. Материалом для изготовления этого особенного сундука служат разнообразные сорта местных тропических ценных пород дерева материковой части современной Танзании. Восточноафриканский стиль основан на арабских и индийских традициях обработки дерева. Неудивительно, что занзибарская резьба по дереву давно славится во всем мире (фото 6) .

фото 6

В зависимости от своих размеров, удивительный занзибарский сундук может быть и центральной фигурой в интерьерной композиции этностиля, и завершающим штрихом дизайнерского творения. Цена сундука не уступает его сказочному виду. В европейских странах стоимость колеблется в тысячах евро. Но в самой Танзании купить его обойдется на порядок дешевле.

Особое место сундук занимает в интерьере стиля винтаж. Это эпатажный стиль, символ элиты, утонченная эстетика. Это синтез культур, создающий ощущение благополучия и роскоши. Любители винтажа очень любят мебель «из прошлого». Комната таких хозяев напоминает постановочные театральные декорации к спектаклю о глубокой древности. Сундук поможет здесь навеять дух старинной, загадочной красоты. Это создаст большой простор для фантазии, придаст дому необыкновенный колорит, старые вещи как будто смогут удержать связь между прошлым и настоящим.

фото 7

Сундук найдет себе пристанище и в классическом интерьере, и в авангардном (фото 7) . Легко может претендовать на место в помещении ретро-дизайна. Сундук станет изюминкой комнаты, неким стилеобразующим элементом. И приятно удивит тех. кто ожидает типичной компоновки «шкаф-стол-кровать».

Сундучок – символ благосостояния - еще и оригинальный подарок на любой праздник. Он прекрасно вписывается в домашнюю обстановку благодаря природному материалу, из которого сделан. Если, например, Вы преподносите подарок мужчине - поинтересуйтесь так называемым «сундуком-баром», который оснащен удобными полочками. Маленький сундук для одной бутылки (например, дорогого вина или коньяка) тоже будет стильным и оригинальным подарком. Для женской половины можно подыскать и другие, аккуратно плетеные сундучки с необычной инкрустацией и красивой росписью, например, так называемый сундук «фалиант», который предназначен для хранения необходимых мелочей.

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков - от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины - дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию - не только цветные, но и черные - привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, - рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. - Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях - ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, - рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. - До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

1 / 6

Подсказка закрыть листать







1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, - говорит Игорь Тимаков. - Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера - терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, - поясняет Татьяна Дромашко. - Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи - сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. - РП. ), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, - рассказывает Игорь Тимаков. - У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую - сорочки, в третью - посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, - продолжает рассказ Татьяна Дромашко. - Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней - множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Сундук перовой, столовый, холстевой – в каждом из них хранили определённые предметы обихода: постельные принадлежности, посуду и самовар, одежду, а вместе они нередко составляли приданое невесты. Но использовались сундуки на Руси не только по прямому назначению.

Поспать

До появления кроватей русские часто спали на сундуках, характерной особенностью которых была плоская откидная крышка. В больших семьях или при приезде гостей на сундуке-кровати устраивались, если не хватало места на печи, полатях или пристенных лавках.

В зажиточных домах – для собственного успокоения, ведь положенная внутрь молитва от кражи и пожара не была абсолютным гарантом защиты. В сундуке хранилось самое ценное, поэтому спящий выполнял функции сигнализации – по-тихому обчистить сундук было невозможно. Провести несколько ночей на сундуке могла и невеста, если в нём хранилось приготовленное приданое.

Спрятать

Сундуки-терема отличались изысканной отделкой и необычной формой крышки – над основной четырёхскатной размещалась небольшая хитро закрывающаяся надстройка. В ней обычно хранили самое ценное – деньги, украшения, завещания и другие важные бумаги. Ещё несколько тайных отделений располагалось внутри сундучка-терема, который мог иметь двойное дно. Русским как любителям загадок такой вариант сундуков пришёлся особенно по душе.

Открыть «сейфовые ячейки» мог только хозяин, которому сделавший сундук-сейф мастер продемонстрировал работу тайных устройств. Для пущей надежности сундучки-терема оснащали не навесными замочками, которые легко сбиваются, а врезными с секретным механизмом отпирания. Даже заполучив ключик, неосведомлённый посторонний не мог добраться до содержимого, ведь нужно было выполнить при отпирании определённую последовательность действий.

Развлечься или погрустить

Особенной ценностью обладали не «молчаливые» ларчики для хранения драгоценных вещей, а музыкальные. Изготовленные на заказ, они всегда имели уникальный дизайн, и чем сложнее был механизм, чем богаче украшена шкатулка, тем дороже она стоила. Нередко заказчики тратили на особенную вещицу больше денег, чем потом в ней хранили.

Среди всех шедевров особенное место занимает изготовленный по проекту Аракчеева в память об Александре I каминный сундучок. Предмет одновременно был часами, музыкальной шкатулкой и миниатюрным памятником почившему государю. На бронзовый сундучок установлены часы-мавзолей, над которыми склонилась фигура императора.

По краям циферблат украшен четырьмя знаками Зодиака, которые символизируют вехи жизни царя: рождение, венчание на царство, женитьбу и смерть. Били часы только раз в день – ровно в 10:50 утра (время смерти царя). После боя двери саркофага распахивались, и трижды звучала молитва за упокой.

Похоронить

Слово «сундук» русский язык позаимствовал из тюркского, а сами «сандыки» на Руси стали встречаться в обиходе после частых визитов татарских воинов. Они не только хранили в сундуках пожитки, но и хоронили павших воинов. Отголоски этой традиции прослеживаются и в русских похоронных обрядах.

После погребального кострища славяне-язычники иногда пересыпали пепел в небольшие сундучки. Они также становились похоронными атрибутами. В них помещали всё добро почившего: по одной из версий, чтобы он мог пользоваться ими в загробной жизни, по другой, чтобы не оставлять себе нажитое умершим и не давать его душе повода для беспокойных поисков и частых визитов в мир живых.

В контексте нестандартного использования сундуков интерес представляет псковское погребение «варяжской хозяйки», обнаруженное археологами на рубеже веков. Усыпальница представляет собой сундук-сруб, разделённый на несколько секторов и имевший «пол» и «крышку». Кроме останков молодой женщины и многочисленных украшений, в погребении найден сундучок высотой всего 13 см, в железном оковке, на котором сохранились, предположительно, отпечатки дорогих тканей.

Взять в путешествие

Вплоть до XVIII века кованый сундук считался роскошью, позволить себе которую могли разве что бояре да священники. Но иметь практичный предмет хотелось каждому, поэтому обычный люд нашёл альтернативу – сундуки-коробьи. У них только крышка и дно были из дерева, а стенки делали из луба – коры осины, липы или ясеня, которую по весне мог добыть в ближайшем лесу каждый желающий. Такой сундук и переносить было проще, и при необходимости он отлично подходил для переезда или путешествия.

Среди дорожных вариантов, которые противопоставлялись большим, тяжёлым и не покидающим пределы жилища домашним сундукам, особенно интересен сундук-подголовник. В дороге он выполнял две функции: в него прятали ценные вещи и использовали в качестве подушки во время кратковременного сна.

Побриться

Но истинным шедевром дорожного сундука является тот, что был изготовлен для императора Александра III. Сейчас эту уникальную вещь можно увидеть в Стрельне в Путевом дворце Петра Великого.

Александр предпочитал путешествовать именно с этим сундуком, и неудивительно. В собранном виде – это обычный сундук, но стоило откинуть крышку, и под ней обнаруживалась кровать, а чтобы у царя во время сна не свешивались ноги, справа выдвигалась специальная подставка.

Сама же откинутая крышка превращалась в туалетный столик: с зеркалом, раковиной и туалетными принадлежностями, чтобы царь в любой момент мог побриться, подстричь ногти маникюрным набором или освежить лицо.

Нашлось в сундуке место для хранения табака, головных уборов, элементов амуниции, аптечки с травяными настоями и протираниями, постельных принадлежностей, фонаря, и что особенно удивительно, приспособления для растяжения перчаток. Из сундука также можно было достать мебельный гарнитур – складной стол с конторкой и пару кресел.

Решил для себя полазить по инету,вот и делюсь с вами,может будет интересно.

Сунду́к (от тюркского сандык) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка»

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ - стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными - «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника