Визуальная социология содержание авторы исследования. Привет студент. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля

Визуальная социология

Socjologia wizualna

jako metoda badawcza

Петр Штомпка

Визуальная

социология

Фотография как метод исследования

Учебник для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению (специальности)

«Социология»

Москва ■ Логос ■ 2007

УДК316.1/.2 ББК60.5 Ш92

Настоящая публикация дотирована Институтом Книги Программа переводов «CDPOLAND»

Штомпка П.

Ш92 Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. - М.:

Логос, 2007. - 168 с. + 32 с. цв.ил.

ISBN 978-5-98704-245-3

В широком социально-философском и культурологическом контексте рассмотрены теоретические основания и практика использования фотографии как метода социологического исследования. Показаны особая роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. Освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии. Охарактеризовано общество в фотографическом объективе, включая человеческие личности, действия, социальное взаимодействие, коллективность, культуру и окружающую среду общества. Представлены возможности фотографии в качестве дополнения к другим методам социологии. Проанализирован фотографический образ как предмет интерпретации. Изложены теоретические аспекты развития визуальной социологии.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование в области социологии, культурной антропологии, этнографии, журналистики. Представляет интерес для широкого круга ученых и специалистов со- циально-гуманитарной сферы, практикующих использование фотографии и других методов отображения визуальных аспектов общественной жизни.

Н.В. Покровский. Умение видеть и искусство понимать.......

Введение.......................................................................................

Глава 1. Визуальность мира и визуальное воображение...................

1.1.Визуальные представления.........................................................

1.2.Визуальные проявления............................................................

1.3.Визуальное воображение..........................................................

Глава 2. Социология в фотографии

и фотография в социологии............................................................

2.1. Социально ориентированная фотография...............................

2.2. На пути к социологической фотографии.................................

Глава 3. Общество в объективе..........................................................

3.1.Визуальные данные социологии...............................................

3.2.Человеческие личности.............................................................

3.3.Действия.....................................................................................

3.4.Социальное взаимодействие (интеракция) ..............................

3.5.Коллективность и коллективные действия..............................

3.6.Культура.....................................................................................

3.7.Окружающая среда общества...................................................

Глава 4. Фотография как дополнение

к другим методам социологии........................................................

4.1. Критический реализм................................................................

4.2. Наблюдение................................................................................

4.3. Анализ содержания....................................................................

4.4. Метод личных документов........................................................

4.5. Интервью с интерпретацией фотографий................................

4.6. Функции фотографий в социологических исследованиях. ..

Глава 5. Фотографический образ

как предмет интерпретации.............................................................

5.1. Герменевтический анализ..........................................................

5.2. Семиотическая интерпретация.................................................

5.3.Структурная интерпретация.....................................................

5.4.Дискурсивная интерпретация...................................................

Глава 6. Теоретические аспекты визуальной

социологии........................................

"...........................................

6.1.Фотография и социологическая теория.................................

6.2.Феноменологическая социология..........................................

6.3.Этнометодология.....................................................................

6.4.Драматургическая социология...............................................

Заключение.............................................................................

Приложение. Тренировкавизуальноговоображения....

Интерпретация визуального воображения..................................

Активное фотографирование........................................................

Список литературы............................................................

Предметный указатель......................................................

H.E.Покровский

сти и системное распространение этого процесса на все сегменты социальной структуры общества и институты, это сознательное и «инженерно» сфокусированное конструирование условных феноменов, приобретающих статус основных. Процесс, который можно условно назвать виртуализацией, становится все больше заметным и значимым не только на микро-, но и на макроуровнях. Под «виртуализацией» необходимо понимать процессы, которые создают некую «другую», идеально-фантазийную (имажинативную) реальность, замещающую повседневную жизнь и воздействие материальных факторов на жизнь общества.

В 2005 году Американская лингвистическая ассоциация выделила ключевое, наиболее выразительное понятие, доминирующее в современном обществе (возможно, и имплицитно). И этим понятием стало truthiness («правдоподобность»). Это понятие лингвисты определили как «качество, присущее сформулированной концепции, которую индивидуум принимает или предпочитает принимать за действительность вместо того, чтобы верить фактам». В известной мере сконструированный имидж замещает реальность и постепенно начинает главенствовать над ней.

Тесная связь виртуализации с общественнотехнологическими реалиями XX века не вызывает сомнения. Однако связывать виртуализацию исключительно с развитием современных технологий коммуникаций едва ли правомерно. Этот процесс в своих элементах и фрагментах уходит в глубины культуры и ретроспективу ее истории. В основе виртуализации, на наш взгляд, лежит базовая для человека способность к воображению, идеализации, интеллектуальной деятельности, основанной на продуцировании абстрактных моделей и образов. Значимость мира мыслимого, «интеллигибельного», в отличие от мира, раскрываемого в ощущениях, постоянно нарастала в ходе истории человечества. В известной мере преодоление биологической природы человека было (и продолжает оставаться) вектором эволюции.

В этом смысле можно утверждать, что виртуализация - неизменный спутник и продукт культуры как таковой.

На ранних этапах становления философского рационализма, в частности у Платона, были сформулированы принципы, согласно которым мир идеальных сущностей и форм обладает бо"льшей степенью реальности, чем мир материальных предметов. Дальнейшая история европейского идеализма и рационализма, в лице Декарта провозгласившая субстанциальный дуализм и параллелизм бытия и идеального мышления, увенчалась гегелевским абсолютным идеализмом, согласно которому мир, данный в ощущении, есть продут саморазвития познающей себя идеальной субстанции.

Умение видеть и искусство понимать

Другая ветвь европейской философии породила «грезящий идеализм» Беркли, уводивший человека в мир субъективных феноменов, «комплексов ощущений», не релевантных материальности.

Можем ли мы рассматривать эти и иные инварианты идеализма, делавшие главный акцент на продуктивной силе сознания, в качестве предыстории виртуализации? Разумеется, о терминах и понятиях можно и должно спорить. Но в любом случае такая постановка вопроса имеет право на существование. При этом речь идет не только и не столько об истории философии. В более широком плане культура вырабатывает общественные и широко распространенные формы институализации идеальной сферы. Это, прежде всего, религия, искусство, психоделические практики в своих различных вариантах. В контексте этих социальных феноменов и практик индивид и индивиды с различной степенью интенсивности погружают себя в мир имажинативного, создают свой имматериальный мир и существуют в нем - от кратковременных точечных проникновений и прикосновений вплоть до профессионально обусловленных программ коллективных действий и полной (невозвратной) идентификации с этим миром. Более того, как представляется, любые формы концентрированной продуктивной интеллектуальной деятельности фактически соприкасаются со сферой идеального как универсума. А это подразумевает, хотя бы потенциально, перспективу погружения в это идеальное.

Культура уже достаточно давно выработала инструментарий и набор образцов виртуализации. Формы фантазийной зависимости достаточно разнообразны. Они простираются от сферы художественной литературы, когда писатель силой креативной воли полностью отождествляет себя с миром своих героев (Флобер: «Мадам Бовари - это я»), входит в этот мир и пребывает в нем, от грандиозных виртуальных проектов в сфере политики (социалистическая теория и социалистическая революция в России XX века) до теоретической социологии, пытающейся в замкнутом круговороте продуцировать понятия, порождаемые «духом самих понятий», потерявших вектор своей корреляции с реальным социальным миром. Подчас эти формы приобретают замкнуто-сектантский характер, во многих иных случаях они становятся массовыми и тиражируемыми и тем самым порождающими саморазвивающийся миф.

Надо признать, что в своей социальной проекции виртуализация подчас соседствует и взаимодействует с такими явлениями, как сознательно применяемая общественная ложь и институализированный обман. В известной мере, это также инструменты виртуализации, используемые с целью закрепления экономической и политической власти (вполне материальной по своей природе). Виртуализация и сознательно стимулированное - различными

0

Визуальные данные в широком смысле «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, которые может наблюдать человеческий глаз». Для визуальной социологии существенны, однако, только визуальные данные в более узком смысле - социологические визуальные данные. Не те ли видимые для глаза (а затем и для фотоаппарата) объекты или явления, которые дают возможность более глубокого, описательного или обобщающего познания общественного мира? Естественно те и только те, которые связаны с деятельностью человека, а точнее те, на которых человек и коллективы оставили отпечаток своей активности или присутствия. Это исключает из сферы интереса визуальной социологии богатый образами мир природы. Прекраснейшие снимки горного пейзажа, захода солнца над океаном или зверей в тропических джунглях ничего не скажут нам об обществе. Но - внимание - ровно настолько, насколько фотография схватывает эти явления в естественном состоянии, не модифицированном присутствием или активностью человека.

Снимки природы, преобразованной либо испорченной, а значит, цивилизованной среды несут, по крайней мере потенциально, социологическую информацию. Когда на снимке гор появляются канатные подъемники и лыжники, на океане заметен корабль, а животные находятся в клетке возле дома, мы уже сталкиваемся с вмешательством человека, а значит, с наблюдаемыми проявлениями общественной жизни. Даже когда на снимке нет и следа человека, снимок может быть определенно социологическим. Пятна мазута и мертвые птицы в заливе на Аляске, выжженные пространства Амазонки или обрубки засохших деревьев в Судетах достаточно говорят о деструктивных последствиях человеческих технологий в современную эпоху. Фотографический проект «Земля с неба. Портрет планеты на пороге XXI века» французского автора Артуса-Бертрана, включающий сотни снимков, сделанных с самолета или вертолета во многих краях света, показывает, как поверхность нашей планеты становится зримым свидетельством не только созидательной, но и разрушительной деятельности homo sapiens. Снимки архитектуры или пространственного строения городов, геометрии возделываемых полей, сети дорог или автострад тоже имеют социологический смысл, так как показывают фиксированные эффекты человеческой деятельности.

Миллионы лет существования человека и растущая численность и плотность экспансивной человеческой популяции привели к тому, что мир неповрежденной природы небывало уменьшился. Вероятно, в скором времени только яхтсмены, отправляющиеся в одиночное плавание вокруг света, или альпинисты, взбирающиеся на Гималаи, будут иметь возможность общаться с нетронутой природой. Когда мы оглядываемся вокруг, держа в руках фотоаппарат, почти всегда можем увидеть что-нибудь из мира человека. Казалось бы, что количество тем для визуальной социологии неограниченно, а почти каждый снимок имеет какой-то социологический смысл. Действительно ли турист, которого я недавно видел на рыночной площади в Кракове и который спешил за гидом, держа в руках фотокамеру и вообще не глядя в визир, время от времени механически нажимал на спуск, занимался визуальной социологией, поскольку на его снимках неизбежно оказывались какие-то люди и какие-то фрагменты людского городского окружения? Вот уж нет, и по трем причинам. Во-первых, он не делал снимки с социологическим намерением, т. е. руководствуясь каким-либо вопросом или проблемой, вытекающей из ранее сложившихся теоретических воззрений на общество, которым соответствовали бы выбор темы, композиция снимка, способ кадрирования (оставление за кадром того, что не важно), оперирование глубиной резкости (фокусировка на том, что важно) и другие композиционные или технические меры. Во-вторых, он намерен показать свои снимки родным или знакомым как доказательство того, где был и что видел, но ему бы и в голову не пришло отнестись к ним как к предмету герменевтического, семиотического или дискурсивного анализа, чтобы выявить кроющееся за ними социологическое содержание. (К этому случаю мы вернемся в следующих главах.) Но наиболее важным является то, что не все, что случайно запечатлено, помимо наверняка содержащегося проявления общественной жизни, было также социологически важно, приносило потенциально важную социологическую информацию, оказывалось ключом к более глубоким, скрытым слоям общества, его чертам или закономерностям.

Область визуально фиксируемых проявлений общественной жизни огромна. Фотография «поставляет все те «детали», которые являются сырьем этнологических знаний». В этом отдают себе отчет не только социологи, но и фотографы. Классик документальной фотографии Доротея Ланге так характеризует цель своей деятельности: «Документальная фотография отражает современность и документирует ее для будущего. Фокусом интереса фотографии является человек. Она регистрирует его повседневную жизнь на работе, на войне, в развлечениях или его деятельность в течение суток, следующих друг за другом времен года или фаз жизни. Фотография отображает институты человека - семью, церковь, правительство, политические организации, клубы, профессиональные союзы. Она не только показывает их внешнюю сторону, но и старается открыть способ их функционирования, влияния на личность, лояльность и поведение. Фотография интересуется методами труда и зависимостью работников друг от друга и от работодателей. Она имеет исключительные возможности для отображения изменений».

Объекты и общественные явления, которые могут быть сфотографированы, находятся в определенной иерархии по важности. Попробуем составить списки таких визуально доступных объектов и явлений (т. е. потенциальных тем для фотографирования, потенциальных визуальных данных), которые давали бы наибольшую возможность социологического познания. Здесь мы идем по следам, проложенным когда-то Брониславом Малиновским, который, проводя антропологические исследования, пользовался составленным ранее «инвентарем для полевых наблюдений». Однако наш инструментарий для визуальной социологии мы хотим систематизировать, трактуя его как исходную точку аналитической матрицы контекстов и аспектов, в которых проявляется общественная жизнь.

Понятие контекста было уже введено ранее. Напомним, что речь идет о типичных областях общественной жизни, в которые люди как-то входят и из которых выходят в течение своего повседневного функционирования, а также в течение своей жизни. Каждый контекст специфичен в отношении разнообразных аспектов. Примем во внимание 15 наиважнейших общественных контекстов. Сначала те, которые являются базовым экзистенциальным опытом каждого человека, вытекающим из его биологической природы: дом, работа (в том числе техника), потребление, путешествия (перемещение в пространстве), болезнь, смерть. Затем те, которые встречаем в большинстве человеческих культур и которые отражают либо какие-то императивы коллективной, общественной формы человеческого бытия, либо какие-то неизбежные драмы коллективного существования:образование (воспитание), религию, политику, науку (познание), искусство, отдых (развлечения), спорт, войну и природные катастрофы. В каждом из этих контекстов выделим шесть аспектов: действующие личности, их действия, взаимодействие (и общественные отношения), коллективность (и ее структура), культура и окружение (среда).

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

Введение

Социология - сравнительно молодая наука. Именно поэтому она с легкостью берет на вооружение современные достижения в области техники, общественной мысли. Примером тому может являться одна из отраслей социологии - визуальная социология, зародившаяся в 70-х годах прошлого века.

Визуальная социология занимается изучением кино, рекламы, СМИ и проч. Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее реконструирования и репрезентации.

Фотография - является одним из предметов изучения визуальной социологии. Она позволяет запечатлеть тот или иной отрезок социальной реальности и затем подвергнуть его скрупулезному анализу. Анализ есть один из важнейших методов исследования в социологии. Изучению одного из его подвидов - символическому анализу и посвящена данная работа.

Цель работы - определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии.

Задачи работы:

Анализ источников с целью выделения специфических черт визуальной социологии;

Определение истории зарождения фотографии как метода исследования в социологии;

Определение основных методов по анализу фотографии в социологии.

В данной работе были использованы теоретические исследования, посвященные визуальной социологии как новейшей отрасли социологии , прикладные исследования, описывающие опыт использования фотографии как метода исследования в социологии .

Работа состоит из трех параграфов, каждый из которых направлен на решение одной из поставленных выше задач. Так в первом параграфе рассматривается история формирования визуальной социологии. Во втором параграфе описывается фотография, ее специфические черты, возможное ее применение в социологических исследованиях. В третьем параграфе описывается метод символьного анализа фотографии, опыт его применения в социологических исследованиях.

Основные характеристики визуальной социологии

Визуальная социология (англ. Visual sociology) -- направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.) .

Хотя теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий.

История обращения к визуальным документам в социологических исследованиях начинается в конце 19 в. -- между 1896 и 1916 гг. Американский социологический журнал публиковал работы с фотографиями, которые воспринимались как указание на остроту социальной проблемы, средство анализа, доказательство обоснованности теоретических положений, а также представляли нетипичный опыт, то есть использовали возможность фотографического отображения незнакомой читателям реальности.

Эта функция фотографии обусловила ее применение первоначально в антропологических исследованиях, но более релевантным методом для этнографии и антропологии впоследствии считалось производство фильмов (нестатическое изображение).

Если в антропологии и этнографии визуальные документы использовались для демонстрации видимой реальности незнакомых культур, то социология обращалась к фотографии для описания доступных, но нетипичных, в частности, девиантных. Так начала свою историю американская социальная фотография.

Однако вскоре фотография была названа «инструментом описания, неподдающимся контролю на научном уровне, который нельзя использовать на уровне количественном» , то есть считалось, что она не может рассматриваться как аргумент в социологических исследованиях, основанных на статистических методах. «После 1916 г. В Американском социологическом журнале перестают публиковаться фото графии, что соответствовало намерениям редакторов сделать журнал научным форумом, а не местом обсуждения социальных проблем». Так «функция отображения социального перешла по наследству фотожурналистике» -- речь идет о традиции социальной фотографии, которая с этого момента «флиртует с социологией и антропологией» .

В 1960-1970 годах возвращается практика использования визуальных документов в социологических исследованиях. В целом для гуманитарного знания 20 в. характерен «визуальный поворот», как реакция на процессы культурных изменений. Распространение визуальной информации в значительной степени определяет характер современных социальных взаимодействий, использующих язык визуальных образов.

Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 1970-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве -- фотография начала восприниматься как полноценный медиум с чётким культурным статусом.

На первых этапах социологи обращали внимание на представление на фотографиях различных исторических событий, а также на взаимоотношения фотографии и власти и отражение в визуальных репрезентациях различных идеологий и стратегий контроля.

В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как постструктурализм и семиотика. В первую очередь, это работы Р. Барта и М. Фуко, Т. Ван-Дейка, П. Бурдье и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж.Лакан, М.Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики.

Резкий всплеск исследований визуального наблюдается в начале 90-х гг, как в антропологической, так и в социологической школах. Визуальные источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность с помощью визуальных образов, как создается значение и смысл.

Важной предпосылкой развития визуальной социологии является, помимо рассмотренного, оформление теоретических концепций, которые П. Штомпка, обосновывая сотрудничество фотографии и социологии, называет «второй социологией». Он пишет по поводу теоретических истоков этого направления: «Какими чертами должна обладать социологическая теория, чтобы использование фотографии стало правомочным?

Среди социологических теорий те, которые могут быть использованы визуальной социологией и одновременно сами использовать эвристически либо доказательно фотографические снимки, должны выполнять условия :

a) принадлежать ко второй социологии, а значит, социологии действий;

b) принадлежать к социологии повседневной жизни;

c) размещаться в рамках микросоциологии.

Из социологических теорий три наиболее полно выполняют эти условия: феноменологическая социология Альфреда Щютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана». Следовательно, визуальное «становится видимым» для социологов только по мере расширения эпистемологических рамок социальной теории в середине 20 в.

В течение последних пятнадцати лет были сделаны многочисленные попытки определения концептуальной структуры и дисциплинарных границ визуальной социологии. Майкл Эммисон и Филипп Смит, например, доказывают, что визуальные исследователи должны фокусироваться на совершенствовании навыков наблюдения. Поэтому для них внимание к особенностям конструкции изображений является слабой заменой культивирования искусства наблюдения.

Большинство визуальных социологов, однако, рассматривают работу с изображениями как необходимый шаг к улучшению ремесла наблюдения. Некоторые визуальные социологи полагают, что областью данного направления является изобретение визуальных исследовательских техник, в то время как другие утверждают, что визуальная социология включает прежде всего семиотический интерпретативный анализ визуальных продуктов культуры и общества.

Дж. Грэйди размышляет о том, что социальное и культурное исследование с визуальными материалами должно состоять из многих отличных аналитических методов, но только некоторые из них адекватно изложены на сегодняшний день.

Наиболее явное упущение в современной визуальной социологии, например, связано с недостатком внимания к визуальной демонстрации количественной социальной информации типа карт, графов, диаграмм и других форм визуализации. По его мнению, в визуальной социологии есть так же много количественного, как и качественного.

Наконец, Люк Паульс утверждает, что визуальные социологи должны развивать «визуальную научную грамотность», чтобы полностью эксплуатировать возможности этого вида исследований. Работа с визуальными материалами требует нескольких компетентностей, она включает детальное знание того, как материалы были произведены, знание того, к чему эти материалы обращаются (с чем соотносятся), знание эффектов коммуникации при помощи визуальных материалов.

Визуальная социология базируется на теориях визуальной культуры, понимающей социологии, визуальной методологии и использует разнообразные методы визуального исследования, в частности, методы визуальной антропологии, визуальной этнографии, социальной семиотики, качественного контент-анализа, искусствоведения, деконструкционизма, визуального эссе, метод photo-elicitation и т.д.

При интерпретации визуальных изображений интерпретаторы стремятся учитывать разнообразные социологические аспекты изображения, например, социальный статус персонажей, взаимодействия между людьми, символы, социальные проблемы, «дух эпохи» и т.д., вытекающие из принятой исследователем какой-либо социологической теории, например, гендерной теории.

Определение 1

Визуальная социология – это такой вид научной деятельности, с помощью которого можно запечатлеть особый момент человеческой жизни.

Зарождение визуальной социологии

Визуальная социология зародилась в рамках социологического знания. Она подразумевает изучение социального с помощью визуального. Направления, исследуемые визуальной социологией, разделяются на несколько частей: во-первых, это изучение социального посредством визуального, во-вторых, визуальное выступает как социальный конструкт.

Объектом здесь выступает культура в производстве и потреблении визуальных объектов.

Предметом, в свою очередь является социальная обусловленность в производстве и потреблении визуальных объектов.

Виды визуальной социологии

Визуальная социология соединяет в себе:

  • видео,
  • фотографии,
  • рекламу,
  • журналы,
  • фильмы,
  • средства массовой информации,
  • живопись,
  • моду.

Данные факты интересуют научных деятелей в различных ситуациях. Это связано прежде всего с тем, что особо важные моменты, происходящие в жизни людей нельзя выразить с помощью одних лишь слов. А используя визуальную социологию каждый человек может лучше понять всю происходящую ситуацию, и даже несмотря на продолжение времени показать увиденное им через несколько лет.

Получая все большее распространение визуальная социология стала как будто зеркалом реальной жизни.

Замечание 1

Несмотря на всеобщее признание визуальная социология также потерпела критику со стороны некоторых концепций. По их мнению, сама сущность визуального не может быть простым отражением, а является неким продуктом культуры и идеологии.

Методы визуальной социологии

  • Наблюдение, с помощью фотографий и видеозаписей были изучены различные сообщества.
  • Контент-анализ, с помощью обычного текста были анализированы различные события, идеи, фразы, которые сопоставлялись между собой.
  • Интервью, с помощью обсуждения каких-либо фотографий социальных ситуаций, но можно и просто задавать вопросы и получая ответы рассматривать интересующие ситуации.
  • Анализ личных документов, с помощью которого социологи изучают оригинальные документы различных людей, например, письма, дневники, мемуары, которые прежде всего могут содержать в себе эмоциональную сторону людей.

Рассмотренные методы визуальной социологии могут помочь ученым дать точную интерпретацию прошлого, что поможет современным людям изучать моду, нормы, взгляды и интересы прошлых поколений, не имея с ними никакого контакта.

В современном мире визуальная социология должна ориентироваться на использование фотографий и видеозаписей, контент-анализа и дискурс анализа, а также подобных способов сбора информации, что в свою очередь не использовалось ранее в социологии.

Рассматривая визуальную социологию современного мира, можно представить ее в форме определенного поля социологии, которое отличается особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ.

Социология выходит сегодня на более новый уровень интерпретации визуального, стремясь при этом к изучению повседневной жизни общества, способов и идеологий производства визуальных образов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение современного общества, делая в свою очередь акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). В то же время визуальная социология сталкивается с рядом некоторых проблем, решение которых поможет ей до конца оформиться как научной дисциплине и перейти на новую ступень в развитии.



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника