Вологодская роспись шекснинская золоченка. Вологодская роспись по золоту Шекснинская роспись

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX веков. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около двадцати видов росписи.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри. Она отличается многоцветием: красные, оранжевые, зеленые, голубые, золотые и серебряные оттенки накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства. Такая роспись присутствовала в основном на прялках, а современные вологодские мастера украшают ею сувениры - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.

Шекснинская золоченка до недавних времен относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи. По цветовой гамме и манере письма она напоминает хохломскую («кудрину»), а узоры ее похожи на орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Ею украшали предметы мебели и внутреннюю отделку домов. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX - начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый, а желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных.

Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Он трактовался как страж, оберегающий хозяйское добро. Кроме того, в Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда. Просматривается в его узорах и древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера - древа жизни. Ведущий орнамент, «цветущая ветвь» - одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» - распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. Так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.

Уфтюгская роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.

Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона - вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция - гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные грациозные птицы. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.

Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку - блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными - розан, ягодка, тюльпан, листок, так и животными - лев или птицы. Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX – начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Приглашаем познакомиться с некоторыми из них.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.


Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.
Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, – основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.


Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.
Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.


Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.


Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».


По материалам Н. Путиловой, О. Гладышевой,
Л. Корчаговой, Т. Горбатовой, О. Оленевой.

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи.

Шекснинская золоченка

Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера - шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние - насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок - красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства.



1.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки

БДОУ СМР «Детский сад 27» Дидактическая игра «Вологодская роспись» Воспитатели: Михайлова М.Г. Савичева Л.Л г.


Поле да волок, да луг, да река – Вологда, Вологда, ты далека! Дивный царь-град над рекой Сухоной, Вологда, Вологда! Ты не со мной! Ты, словно лебедь, плывешь вдалеке, Перстень-кольцо у реки на руке! Обручена с дорогой стариной… Вологда, Вологда, ты не со мной! Кто тебе снится, царевна моя? Чьих лёгких лодок звенят якоря? Чьих светлых сказов шуршанье страниц? Кормишь ли нынче с ладони жар-птиц?


Как ты бытуешь да как ты живёшь? Ткёшь полотенца ли, песни поёшь? Иль убираешь наряд в кружева? Вологда-ладушка, чем ты жива? Вологда-лада живёт, как поёт, Всё узорочья-услады плетёт, Дарит Россиюшку льном-молоком… Северным солнцем богат каждый дом! А отчего столько солнца в домах? Ведь Сухона, и Шексна, и Двина Целую зиму укрыты снежком, Солнышко скрыто за тем бочажком!


Ну а на что же смекалка у нас? Солнышко светит отрадою глаз – На деревцах-поставцах расписных, Досочках липы, берёзы, сосны! В каждом дому – сундучок да ларец, Полочка, блюдце да ларь-кладенец, Хлебница, короб – для кухни набор, В разных узорах, что радуют взор! Роспись Глубоковки, роспись Шексны, И Верховажья счастливые сны… Сказки, легенды старинной земли В росписях Вологды жизнь обрели!





Будем рисовать вот такой круглый поднос с хохломским узором.

Нам понадобится:

Кисти белка 1, белка 2, широкая плоская для фона, ваша любимая для вашего лака;

Краски (в принципе, любые укрывистые, но лучше водостойкие, например, темпера)

Эскиз на бумаге

Собственно поднос (у меня он диаметром 25 см по выступам фигурного края)

Лак (любой не сильно желтящий, я, например, использовала ПФ-283)

Немножко фантазии и много усидчивости:)

Покрываем наш поднос базовым фоном. В хохломе это золотой (мы не совсем точно соблюдаем оригинальную технологию), в вологодской (северной) разновидности хохломы используется серебряный фон, я же в данном случае поэскпериментировала, и взяла тёплый жемчужно-белый цвет.

Пока фон сохнет, да ещё и со всех сторон, у насесть куча времени на прорисовку эскиза. Об этом этапе я напишу чуть позже (на примере именно этого эскиза) в отдельном МК, сейчас же мы имеем уже готовый эскиз точно для нашего произведения, нарисованный на бумаге (у меня была калька).

Разместим готовый эскиз на нашем блюде, закрепим малярным скотчем и передавим шариковой ручкой с кончившимся стержнем на наше блюдо. Линии получатся не цветные, зато рельефные -- видимые только под определённым углом. Сфотографировать это у меня не получилось, так что смотрим фотографию следующего этапа -- тонкой кисточкой начинаем по этим линиям обводить чёрной краской.

На мой взгляд, для этого нет ничего лучше белки-1 и чёрной темперы, но если вам удобнее другими -- воля ваша.


Линии должны быть очень тонкими и аккуратными, так как фон потом у нас будет не везде чёрный, и неровные линии будут сразу заметны неаккуратным грязным пятном. При этом вовсе не надо заморачиваться на равномерную толщину на протяжении всей длины линии -- достаточно, если утолщения будут в гармоничных местах, например, в середине фигурной скобочки. Вот что должно получиться итоге.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые линии, особенно зубчики листиков, не замкнуты. Это не от моей рассеянности или лени, а потому что при не-чёрном фоне так получается лучше. Если бы фон был ещё светлее (например, красный), да ещё и весь, а не как тут, зонарный, то и стебли надо было бы прорисовывать только одинарной линией -- вторая была бы цвета фона.

Также я решила не обводить ягодки чёрным, так они на данном этапе отрисованы не были, только ножки для них.

Теперь мы решаем, где именно будут проходить границы чёрного и голубого фонов, и начинаем заливку. Попутно оставляем незакрашенным место под ягодки. Для фона берём кисточку потолще -- отлично подойдёт белка-2 . Более того, если она не подходит, хочется взять кисть потолще -- значит, вы не лучшим образом составили эскиз, оставив слишком много места под фон:)



Сочтя, что оставлять место под ягодки несколько утомительно, тем более, что потом всё равно придётся уточнять их очертания, я применительно к голубой части фона попробовала обратный порядок.

Сначала ягодки:


А потом и голубой фон. Разницы по трудозатратности особой не заметила:)

Снова вооружаемся тонкой кистью и чёрной краской и делаем разживку. Немножко красных точечек, натыканных обратным концом кисточки, оживят картину.

Любуемся. Дожидаемся высыхания -- и идём с нашим шедевром к зеркалу, выискивать упущенные недочёты. Почему не просто смотрим? Да потому что глаз замылился, а так -- словно другой объект. Кроме зеркала ещё хорошо помогает сфотать и подробно рассмотреть. Например, тут становится видно светлое пространство между ягодками, которые на чёрном фоне. Исправляем все обнаруженные недочёты и пишем травку вокруг всего стебля и вообще, где много пустоты.



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника