Задания основы экономики машиностроение и его отрасли. Экономика машиностроительного предприятия. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций

1

Данное учебное издание имеет гриф «Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии машиностроения». Тираж издания - 500 экз., объем - 26,4 п.л., год издания - 2007. Структура учебника включает введение, 10 глав с примерами решения задач и тестовыми заданиями. В рукописи рассматриваются теоретические и практические основы экономики и управления машиностроительным предприятием. Работа содержит: табл.92, рис.41, библ. 50 назв.

Учебник написан в соответствии с содержанием дисциплины «Экономика предприятия», предусмотренной Государственным образовательным стандартом специальности 080500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Содержание материала учебника изложено в соответствии с нормами и правилами современной системы учета, а также трудового и налогового законодательства.

Несмотря на наличие различного рода научной и учебной литературы, посвященной экономике предприятия, наблюдается пробел в виде ограниченности учебников и учебных пособий, ориентированных на машиностроительное предприятие. Экономика машиностроительного предприятия является одной из основных дисциплин в системе экономического обучения специалистов отрасли машиностроения. Данная дисциплина является междисциплинарной и интегрирует в себе такие предметы, как «Экономика отрасли (машиностроения)», «Экономика предприятия», «Организация производства на предприятии машиностроения» и др.

В основу данного учебника положен метод направленного отбора материалов, который выделяет и объединяет наиболее актуальные вопросы экономики, организации и управления современным предприятием. Он соответствует реальности и применим практически для любой организационно-правовой формы предприятия (государственной, коммерческой, крупной, малой и т.д.

Отличительной особенностью данного учебника является то, что содержание дисциплины «Экономика предприятия» рассматривается с позиции всех основных функций управления машиностроительным предприятием: планирования (прогнозирования), организации, мотивации, учета, контроля и анализа. Цель учебника - вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику производства, привить им практические навыки ведения экономической работы на машиностроительных предприятиях. Для данного учебника характерным является рассмотрение основ экономической деятельности предприятий с учетом особенностей их функционирования в современных условиях, раскрытие сущности экономических показателей деятельности предприятий и организаций в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоинством данного учебника является то, что каждая глава заканчивается практикумами с решением большого количества примеров и задач, которые позволяют студенту самостоятельно освоить основные теоретические положения и получить будущему экономисту-менеджеру навыки проведения плановых и аналитических расчетов. Это облегчает восприятие учебного материала, представленного в учебнике, и создает основу для самостоятельной работы студентов.

Первая глава учебника посвящена рассмотрению основ деятельности предприятия в условиях рынка. В ней изложены правовые аспекты учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также место машиностроительного предприятия в системе отрасли и национальной экономики.

Основными факторами деятельности любого предприятия являются его производственные и финансовые ресурсы. Их наличие и эффективность использования предопределяют результаты его работы. Поэтому в учебнике подробно рассмотрены важнейшие виды ресурсов предприятия - персонал, основные и оборотные средства и финансовые ресурсы (главы 2 - 5).

Одной из важнейших проблем, над которыми приходится работать специалистам предприятия, является повышение качества и конкурентоспособности машиностроительной продукции. Данной проблеме посвящена 6 глава учебника. В ней дается характеристика продукции и услуг, производимых предприятием, рассматриваются вопросы стандартизации и сертификации машиностроительной продукции, а также методы оценки ее конкурентоспособности.

Значительная часть учебника посвящена вопросам организации управления машиностроительным предприятием и важнейшим функциям управления: планированию (глава 7), организации производства (глава 8), учету, отчетности и аналитической работе на предприятии (глава 10). В этих разделах рассматриваются основы формирования производственной и организационной структуры предприятия, современные формы и типы организации производства, планирование производственной программы и производственной мощности предприятия машиностроения и его подразделений, виды учета и отчетности, методы аналитической работы. В последней главе один из параграфов посвящен вопросам информационного обеспечения управления машиностроительным предприятием, современным программным продуктам, используемым для автоматизации деятельности предприятия.

Заслуживает внимания раздел, посвященный факторам развития предприятия (глава 9), в котором рассматриваются методы и подходы к оценке производственного потенциала предприятия, раскрывается сущность инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, рассмотрены методы оценки экономической эффективности различных научно-технических мероприятий в машиностроении. Показана необходимость учета фактора времени в расчетах экономической эффективности и изложена методика определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, которые базируются на учете дисконтированных результатов и затрат. Здесь же рассмотрены основы природоохранной деятельности предприятия, ее государственное регулирование.

Учебник написан и построен таким образом, чтобы студент самостоятельно мог разобраться в системе экономических терминов, понятий, теории вопроса и других нюансах экономики. Темы учебника расположены в традиционном «классическом» порядке: предприятие, ресурсы предприятия, результаты его деятельности, планирование, организация и управление. Авторы считают, что такое изложение материала будет способствовать лучшему его усвоению и пониманию экономических процессов, происходящих на предприятии. При подготовке учебника был использован опыт российского и зарубежного менеджмента и производственного предпринимательства, официальные материалы государственных органов, литературные источники и авторские разработки по каждой теме.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся на экономических и технических специальностях, слушателей школ бизнеса, менеджеров и специалистов машиностроительных предприятий, а также используется слушателями, обучающимися в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебник может быть полезен аспирантам, преподавателям и лицам, самостоятельно изучающим экономику предприятия и предпринимательство.

Библиографическая ссылка

Тонышева Л.Л., Лавров Г.И. ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (учебник) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 154-156;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7800 (дата обращения: 16.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Экономика машиностроения

Экономика машиностроения представляет собой комплекс вопросов экономических отношений предприятий в условиях конкурентной среды в рамках отрасли.

Изменения форм производства и хозяйства привели к появлению современной рыночной системы, которая направлена на удовлетворение потребностей потребителя.

Рынок – это система экономических отношений, основанная на базе товарно-денежного оборота.

Важные социально-экономические функции, выполняемые рынком:

  1. Играет роль связующего звена между производством и потреблением, через прямые и обратные связи.
  2. Выявляет полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет оценить стоимость.
  3. Конкуренция на рынке служит отличным инструментом регулирования объемов производства, позволяет выявить лидеров и отстающих среди предприятий.

Типы рынков:

  • Свободный рынок. Предприятия на нем имеют максимальную свободу, нет вмешательства со стороны государства.
  • Нелегальный рынок. Подразделяется на теневой (ведется с нарушением правил купли-продажи) и черный (подпольная торговля вещами, которые запрещены к продаже).
  • Регулируемый рынок. Рынок, поддерживаемый государством, подчиненный определенному порядку и закрепленный в правовых нормах.

Замечание 1

Машиностроение одно из наиболее материалоемких производств. Более 60% его затрат приходится на материалы, покупные и комплектующие изделия, 30% составляют затраты на оплату труда. К тому же машиностроение самая энергоемкая отрасль промышленности.

Особенности машиностроительного производства требуют знания и правильного применения экономических законов.

Отбор продукции данной отрасли, способной удовлетворить рыночный спрос при наличии жесткой конкуренции, осуществляется на основе технико-экономических показателей и их методической оценки.

Так же выбор технологи производства основывается на экономических факторах, критериях оптимальности. Любая область деятельности на машиностроительном предприятии тесно связанна с экономическим анализом, который позволяет рационально использовать ресурсы.

Формы машиностроительных предприятий

Существует огромное множество машиностроительных предприятий, каждое из них отличается по размерам, видам продукции и способам владения собственности.

Выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Ведущее место на рынке принадлежит коммерческим организациям (товарищества, общества, кооперативы, государственные, муниципальные и унитарные предприятия).

Товарищества. Субъекты предпринимательских отношений, имеющие свои юридические и организационные признаки. Существует два основных вида товарищества: товарищество на вере и полное товарищество.

Для организации товарищества необходим складочный капитал. Данный капитал служит для регистрации товарищества, а также является стартовым капиталом для организации работы товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью. ООО – коммерческая организация, капитал, которой разделен на доли, определяемые учредительными документами.

Участники ООО несут убытки только в размере внесенных ими вкладов.

Законодательство достаточно сурово относится к ООО, так как такие организации имеют большее распространение, но в них довольно часто встречаются финансовые злоупотребления.

Акционерное общество. Данная форма предприятий наиболее распространена в отрасли машиностроения.

АО – коммерческая организация с уставным капиталом, распределенное на число равных долей, которые фиксируются в акциях.

АО бывают двух типов: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).

В ОАО – акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров.

В ЗАО же акции распространяются только между своими акционерами, число которых не может превышать 50.

Экономические ресурсы машиностроительного предприятия

Определение 1

Экономические ресурсы – это источники и средства, которые обеспечивают производственный процесс (природные, трудовые, оборотные средства, информационные ресурсы, финансовые ресурсы).

Основные фонды – это средства производства, такие как земля, производственные здания, машины, сооружения, оборудования и тп.

Основные средства – это денежное выражение физического капитала, вложенного в основные фонды.

Основные фонды могут быть производственными (непосредственно участвующие в процессе производства) и непроизводственные (имеют вспомогательное отношение к производству).

Если основной фонд участвует в производственном процессе постоянно, то его называют постоянным основным фондом.

ОПФ разделяется на активную часть (средства труда, воздействующие на предметы труда, изменяя их свойства) и пассивную часть (средства труда которые не воздействуют на предметы труда).

К ОПФ относят также и интеллектуальную собственность (продукт творческого труда, который оформлен юридическим документом).

Потенциальная производительность ОПФ представляет собой производственную мощность, которая характеризует максимально возможный выпуск продукции за календарный год.

Расчет производственной мощности является частью технико-экономического плана машиностроительного производства. На его основе рассчитывается объем выпускаемой продукции в соответствии с потребностью рынка. Расчет мощностей так же используется для разработки плана по использованию капитала предприятия.

Оборотные фонды – это полностью потребляемая часть производственного фонда, полностью переносит свою стоимость на изготовленный продукт и полностью возмещается в процессе реализации продукции.

Существуют так же производственные запасы, которые не участвуют в производственном процессе, и находятся на предприятии в объемах, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса.

По формированию оборотные средства можно разделить на собственные (часть уставного капитала, формируемого из взносов учредителей в момент создания предприятия, и пополняемого за счет прибыли) и привлеченные (находятся у предприятия во временном пользовании и подлежат возврату).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа, методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей 120100 «Технология машиностроения»,

170100 «Горные машины и оборудование»

Составитель С.М. Бугрова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.03.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100 Протокол № 12 от 26.03.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики возможно только путем всесторонней интенсификации производства, повышения его конкурентоспособности и совершенствования методов управления.

В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к уровню экономической подготовки будущих инженеров. Необходима подготовка специалистов нового типа, компетентных в решении экономических проблем, обладающих предприимчивостью, способных к поиску путей финансового оздоровления предприятий. Современный инженер должен в совершенстве владеть методикой экономического анализа и обоснования прогрессивных технологических решений, знать пути достижения наилучших результатов при создании и производстве машин, уметь применять экономические знания на практике.

Важное значение в системе экономической подготовки инженеровмашиностроителей имеет дисциплина «Экономика машиностроительного производства», которая изучается студентами заочного обучения на 5 курсе. Учебным планом по этой дисциплине предусмотрены лекции и практические занятия, выполнение контрольной работы, экзамен.

Настоящая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Экономика машиностроительного производства» для машиностроительных специальностей высших учебных заведений, утвержденной учебно-методическим управлением по высшему образованию МО РФ. В программе учтены современные тенденции развития экономической науки и задачи дальнейшего совершенствования организаци- онно-экономической подготовки специалистов.

В методических указаниях перечисляются основные вопросы по рассматриваемым темам курса, рекомендуется порядок их изучения, указываются литературные источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экономика машиностроительного производства является одной из отраслевых экономических наук, которая изучает действие и формы проявления объективных экономических законов в условиях машиностроительного комплекса, систему и методы хозяйственного руководства промышленным производством. При изучении курса отрасль «Машиностроение и металлообработка» рассматривается как часть материального

производства, промышленности, с одной стороны, а с другой − как единый производственно-хозяйственный комплекс.

Экономика машиностроительного производства базируется на экономической теории. Вместе с последней она выступает как теоретическая основа при изучении других экономических дисциплин, в частности курса «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием».

Курс экономики машиностроительного производства тесно связан с практикой работы промышленности и её важнейших отраслей. Поэтому для его усвоения необходимо изучать законодательство РФ и постановления правительства по экономическим вопросам, а также практику работы передовых предприятий отрасли.

Изучение экономики машиностроительного производства рекомендуется вести по отдельным темам в такой логической последовательности. Вначале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. После этого – изучить рекомендуемую литературу, обращая особое внимание на вопросы, выделенные в программе. При изучении литературы целесообразно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала. После изучения темы необходимо проверить степень её усвоения по вопросам самопроверки или приводимым в литературных источниках тестам.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения основных теоретических положений соответствующих разделов. Перед экзаменом весь материал необходимо повторить, используя ранее составленный конспект.

Курс можно условно разделить на две части:

1. Экономические основы машиностроительного производства.

2. Экономика создания и освоения новой техники.

При изучении первой части курса необходимо уяснить объективность факторов, определяющих ведущую роль машиностроения в народном хозяйстве, уделить внимание информации об основных проблемах и перспективах развития отечественного машиностроения, а также состоянии машиностроения за рубежом.

Отраслевая дифференциация (деление на отрасли) машиностроения складывается в результате разделения труда в производстве машин по их назначению и другим признакам. Поэтому при изучении темы 1 «Отраслевая структура машиностроения» необходимо познакомиться с классификацией машин, машиностроительных производств и составом подотраслей машиностроения и металлообработки на современном этапе.

Особенности отдельных подотраслей машиностроения выявляются из их сопоставления. Целесообразно на примере 2-3 важнейших подотраслей машиностроения продумать эти особенности (характер продукции, особенности применяемой техники и технологических процессов, состав кадров, характеристика производственной базы: количество, размеры, уровень специализации предприятий, тип производства и т.п.).

Важнейшие вопросы при изучении курса экономики машиностроительного производства – основные производственные фонды и оборотные средства машиностроительной промышленности (темы 2.1 и 2.2). Основываясь на знаниях экономической теории, нужно восстановить в памяти понятие основных фондов и их отличие от оборотных, вытекающее из различного функционирования в производстве средств труда и предметов труда в натуральной и стоимостной формах. Важно иметь представление об экономической сущности, назначении различных методов оценки основных фондов, усвоить сущность амортизации, методы расчета амортизационных отчислений.

Изучая состав оборотных средств, следует рассмотреть влияние на него таких особенностей машиностроения, как материалоёмкость продукции, дискретный характер производства, развитие специализации и кооперирования, длительность производственного процесса и др.

Кадры машиностроительной промышленности – главная производительная сила отрасли. Этим определяется значение правильной организации труда и заработной платы, повышения квалификации кадров (тема 2.3). Следует изучить резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении, знать особенности оплаты труда в рыночных условиях.

Укрупнение машиностроительного производства при правильном его проведении характеризуется высокой экономической эффективностью (эффект масштаба). Поэтому при изучении вопросов концентрации производства (тема 3) следует знать, в чём состоят экономические преимущества крупных машиностроительных предприятий, при каких условиях укрупнение производства дает наибольший эффект, изучить содержание факторов, влияющих на уровень концентрации и размеры предприятий машиностроения.

Важнейшая тема курса экономики машиностроительного производства – себестоимость машиностроительной продукции и ценообразование (тема 4.1). Необходимо вспомнить основные положения экономической теории, относящиеся к критериям себестоимости, и четко представлять связи и различия категорий себестоимости и стоимости. Затем изу-

чается состав затрат, входящих в себестоимость машиностроительной продукции, и их классификация (по элементам затрат и статьям калькуляции; деление на прямые и косвенные, условно постоянные и переменные, основные и накладные).

Себестоимость тесно связана с другой экономической категорией – ценой продукции (тема 4.2). Вспомнив назначение цен в экономике, нужно изучить виды цен, применяемых в машиностроении, порядок их формирования в условиях рыночной экономики.

Сложным вопросом является определение цен на новые виды машиностроительной продукции, а также установление их на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию. В настоящее время перечисленные вопросы нашли определенное практическое применение, с ними можно ознакомиться по рекомендуемой литературе, обратив внимание на сущность лимитной цены и сферу её применения.

В условиях экономической реформы вопросы финансовой деятельности предприятий являются особенно актуальными (тема 4.3). Повторив сущность прибыли и доходов, рассмотренных в курсе экономической теории, следует изучить виды прибыли, особенности её налогообложения, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования. Важно понять, что полный хозрасчет – экономическая форма соединения хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и материальной ответственности трудовых коллективов, а смысл новых условий применения хозрасчетных принципов – в переходе от самоокупаемости к самофинансированию.

Вторая часть курса посвящена экономике создания и освоения новой техники. Научно-технический прогресс в машиностроении охватывает два взаимосвязанных направления: создание и совершенствование машин и совершенствование техники и технологии производства этих машин. Поэтому необходимо представлять основные направления НТП как

в области создания новых машин и оборудования, так и при совершенствовании технической базы производства, технологических процессов и материалов, применяемых в машиностроении.

В условиях рыночной экономики качество продукции при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом предприятий отрасли. Необходимо изучить факторы, определяющие технический уровень и качество машин (тема 5.1), методы их оценки.

Особое внимание следует уделить содержанию международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, так как стабильное ка-

чество машин и оборудования на международном уровне может быть обеспечено только эффективной системой управления качеством.

При рассмотрении понятия и определении экономической эффективности инвестиций, технических и организационных решений следует исходить из того, что её оценка основывается на сопоставлении результатов и затрат, а также отражает законы общественного производства (тема 5.2). Необходимо овладеть методикой выбора вариантов новой техники и определения экономического эффекта от её внедрения. Для этого важно разобраться с понятием и расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, приведенные затраты.

Следует изучить порядок приведения сравнимых вариантов в сопоставимый вид по сумме капитальных вложений и себестоимости продукции, если варианты производства различаются по объему, номенклатуре и качеству продукции, срокам службы техники и другим показателям.

Завершающими темами курса, учитывающими современные тенденции развития экономической науки, являются технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений по проектированию новой техники и ТЭА технологических решений (тема 5.3). Технико-экономический анализ – системное исследование характеристик создаваемых образцов новой техники в сочетании с изучением затрат на различных этапах их разработки; исследование взаимосвязи этих характеристик и затрат с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.

Следует изучить основные этапы ТЭА и методы его проведения: структурно-стоимостной анализ; функционально-стоимостной анализ (ФСА), технико-экономическое и математическое моделирование и др.

В результате изучения курса экономики машиностроительного производства студент должен:

- иметь представление об особенностях машиностроительной промышленности, основных направлениях технического прогресса в машиностроении, методах планирования и научного прогнозирования развития производства;

- знать состав и структуру основных фондов и оборотных средств;

- уметь производить расчет основных технико-экономических показателей производства, экономической эффективности от производства и эксплуатации новой техники.

ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Введение

Проблемы экономического развития промышленности России и её важнейших отраслей на современном этапе. Характерные черты и особенности машиностроительной промышленности как важнейшей отрасли материального производства.

Основные этапы развития машиностроительной промышленности. Краткая характеристика машиностроения Кемеровской области. Концепция ускоренного развития машиностроительного комплекса.

Предмет экономики машиностроительного производства как науки, её задачи. Место экономики машиностроения в системе экономических наук. Экономические законы и формы их проявления в экономике машиностроения. Актуальные экономические проблемы в области машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Ведущая роль промышленности в народном хозяйстве.

2. Машиностроение: роль и место в ускорении технического прогресса; основные этапы формирования отдельных отраслей машиностроения.

3. Российское машиностроение и металлообработка на современном этапе, состояние и перспективы развития.

4. Характеристика уровня развития машиностроения и металлообработки в регионе.

5. Предмет и задачи курса «Экономика машиностроительного производства».

Литература:

Тема 1. Отраслевая структура машиностроения

Машиностроительное предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка.

Основные признаки предприятия. Формы и виды предприятий машиностроения. Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки.

Добровольное объединение предприятий в машиностроении – концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, холдинговые компании.

Понятие отрасли и её роль в научно-техническом прогрессе народного хозяйства, классификация отраслей и производств машиностроительной промышленности.

Структура отрасли, факторы, её определяющие. Важнейшие отрасли машиностроения, уровень их развития, особенности, взаимосвязь и пропорции.

Перспективы развития структуры машиностроения в условиях дальнейшего углубления научно-технического прогресса и развитие рыночных отношений. Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура машиностроения, факторы, её определяющие.

2. Технико-экономические особенности машиностроения как отрасли.

3. Перспективы развития отраслевой структуры машиностроения на современном этапе.

Литература:

Тема 2. Ресурсы машиностроительных предприятий

Тема 2.1. Основные фонды машиностроения и их воспроизводство

Фонды машиностроительной промышленности и их деление на основные и оборотные, производственные и непроизводственные. Экономическая сущность основных производственных фондов, их классификация и структура. Понятие активной части основных фондов. Методы оценки, учет и планирование основных фондов. Физический и моральный износ. Виды ремонтов основных фондов и их экономическое различие. Основные направления и экономическая эффективность модернизации оборудования.

Амортизация основных фондов. Нормы амортизации. Методы амортизации. Технико-экономические показатели использования основных фондов и их влияние на эффективность производства. Резервы и пути улучшения использования основных фондов.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов машиностроения. Виды капитального строительства. Капитальные вложения в отрасли, их направления и структура. Капиталообразующие

инвестиции. Инвестиционный проект. Франчайзинг и лизинг как новые нетрадиционные формы инвестирования предприятий машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные фонды в машиностроении, их состав и структура.

2. Методы оценки и учета основных фондов.

3. Расчет и порядок использования амортизационных отчислений. Норма амортизации.

4. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов.

5. Расчет показателей эффективности использования машин и оборудования.

6. Виды капитального строительства. Структура капитальных вложений.

7. Пути повышения эффективности использования основных фондов и капитальных вложений в машиностроении.

Литература:

Тема 2.2. Оборотные средства в машиностроении

Экономическая сущность, состав и структура оборотных фондов и средств. Значение рационального использования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Норматив оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств. Источники финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Экономическое значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Система материально-технического обеспечения на предприятии. Расчет потребности в материалах и полуфабрикатах по основным видам. Системы оперативного управления запасами. Система и организационные формы сбыта продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Оборотные средства машиностроения и их структура.

2. Определение потребности в оборотных средствах.

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств в машиностроении.

4. Показатели использования материалов. Значение улучшения использования материальных и топливно-энергетических ресурсов.

5. Управление запасами на машиностроительных предприятиях.

Тема 2.3. Кадры, производительность и оплата труда в машиностроительной промышленности

Состав и структура кадров на предприятии, тенденции их изменения. Влияние научно-технического прогресса на структуру кадров. Определение потребности в кадрах. Система подготовки кадров. Методы управления персоналом на предприятии. Производительность труда, методы её расчета. Показатели и измерители уровня производительности труда в машиностроении. Планирование производительности труда по факторам. Резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении.

Основные понятия оплаты труда в условиях рыночных отношений. Организация формы и системы заработной платы. Тарифная и бестарифная системы заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда в машиностроении и их разновидности. Оплата по коэффициенту трудовой стоимости. Оплата по трудовому рейтингу. Контрактная система оплаты труда. Особые условия оплаты труда в машиностроительной промышленности.

Вопросы для самопроверки:

1. Состав и структура кадров. Особенности структуры кадров машиностроения.

2. Сущность, показатели и измерители производительности труда.

3. Резервы и факторы роста производительности труда в машиностроении.

4. Тарифная система заработной платы и её основные элементы.

5. Формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей, специа-

Литература:

Тема 3. Формы организации производства в машиностроении

Концентрация производства, её формы. Показатели уровня концентрации. Экономические преимущества и недостатки концентрации производства в машиностроении. Факторы, определяющие размеры предприятий в машиностроении и его отраслях.

Специализация производства, её виды. Факторы и условия развития различных видов специализации, значения межотраслевых производств. Показатели уровня и динамики специализации.

Кооперирование, его виды, основные направления развития. Показатели кооперирования.

МОДУЛЬ 1 «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Народное хозяйство страны и его структура. Роль экономики в развитии страны и основные технико-экономические показатели. Понятие отрасли, структура отрасли. Место машиностроения в народном хозяйстве. Экономические законы и формы их проявления. Проблемы экономики на современном этапе. Перспективы технического, экономического и социального развития машиностроения. Пути определения кризиса в экономике РФ. Источники и причины рыночной власти. Экономика как наука. Связь с другими дисциплинами. Предмет и задача курса «Экономика машиностроения».

МОДУЛЬ 2 «СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»

Рыночная экономика, рыночные отношения в системе экономического механизма. Экономические законы и формы их проявления в различных отраслях экономики. Экономические границы машиностроения и факторы их определяющие. Экономические субъекты рыночной экономики. Структура рынка и разнообразие продукта. Экономические регуляторы рыночного механизма. Продуктовая дифференциация в машиностроении. Концентрация производства, олигополия. Интеграция и диверсификация в машиностроении. Монополия, неценовая конкуренция, слияние и поглощение. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация.

Отрасль машиностроения и эффективность ее развития. Проблемы экономического и технического развития машиностроительной отрасли.

МОДУЛЬ 3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Ценообразование и рынок, отрасль и рынок. Виды цен. Цена как функция спроса и предложения. Ценовая конкуренция, себестоимость продукции в промышленности, содержание сметы затрат на производство, основные пути снижения себестоимости. Прибыль, порядок формирования и распределения. Рентабельность, пути повышения рентабельности. Нормативная база ценообразования в машиностроении.

МОДУЛЬ 4 «ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ,
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Концентрация производства в машиностроении. Понятие о фондах, их классификация, структура и экономическая сущность. Износ и амортизация основных фондов. Оценка и переоценка основных фондов. Сущность оборотных средств, источники формирования и определения потребности. Оборачиваемости оборотных средств, показатели, пути ускорения. Экономическое значение ускорения оборачиваемости оборотных средств. Торговля средствами производства - основная форма материально-технического обеспечения в машиностроении.

МОДУЛЬ 5 «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

Производительность общественного и живого труда. Показатели и измерители производительности труда. Факторы роста и резервы повышения производительности труда. Кадры: состав, структура и тенденции их измерения. Категории промышленно-производственного персонала. Трудовые ресурсы и механизм трудовых соглашений. Стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда. Занятость населения и уровень жизни.

МОДУЛЬ 6 «НТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Экономический эффект и экономическая эффективность. Общая и сравнительная эффективность: методика определения, показатели. Приведенные затраты. Учет фактора времени (разновременных затрат). Влияние НТП на эффективность производства Учет специфики машиностроения при определении эффективности. Экономика создания и освоения новой техники на рынок. Эффективность НИР.

МОДУЛЬ 7 «НОРМЫ И НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Виды норм, роль нормирования в современных условиях. Классификация затрат рабочего времени и пути снижения непроизводительных потерь. Нормирование расхода материально – технических ресурсов. Основные методы нормативных наблюдений. Обработка результатов наблюдений и расчет норм труда. Государственная политика в вопросах нормирования затрат и установления тарифов.

МОДУЛЬ 8 «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»

Экономика размещения предприятий. Причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Интеграция (горизонтальная и вертикальная). Технологическая и отраслевая структура капитальных вложений. Источники финансирования предприятий в условиях рыночной экономики. Основы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика в РФ. Диверсификация слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).

МОДУЛЬ 9 «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные источники финансирования машиностроения и ведущих отраслей народного хозяйства. Банковская система РФ. Участие банков в инвестиционном процессе. Кредиты, их виды. Плата за кредит, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Привлечение иностранных инвестиций, финансовые биржи. Налоговая политика, виды налогов, налогообложение предприятий.

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Возможная тематическая направленность контрольной работы для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 4

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Экономика предприятия -- система знаний, связанных с процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия. экономический стоимость оплата труд

Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, целью деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным субъектом рынка, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Поэтому экономика предприятия, как система знаний и методов управления хозяйственной деятельностью предприятия, занимает важное место в организации производства и распределения благ в условиях любойэкономической системы .

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны

Производственный процесс -- совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Операция -- часть процесса производства, выполняемая на одном рабочем месте и состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием) одним или несколькими рабочими.

Основными являются такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов. Выбор данной темы объясняется той ролью, которую играют показатели дохода и прибыли организаций (предприятий) в рыночных условиях, прямой зависимостью величины получаемой работником заработной платы от показателей дохода, прибыли и рентабельности деятельности организации (предприятия), с одной стороны, и существенным влиянием совершенства создаваемой техники, технологии, в том числе и информационных технологий, на доходы, прибыль и рентабельность организации (предприятия). Поэтому будущие специалисты в области техники должны хорошо разбираться в механизме формирования дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия) и уметь их анализировать.

Доходом называются средства, получаемые в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы.

Прибыль - основной показатель результата финансовой деятельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода. Роль прибыли чрезвычайно велика. Во-первых, прибыль является основной целью коммерческой деятельности; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирования государственного бюджета; в-третьих, за счет прибыли создаются в организации (на предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источником устойчивого роста организации (предприятия).

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (предприятием) абсолютный доход, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимых для получения прибыли. Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по прибыли. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассчитываются показатели дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Во второй главе проводится анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Далее делается заключение по обеим главам.

1. Анализ действующего и проектируемого технологического процессов

Таблица 1- Базовый вариант технологического процесса

Таблица 2- Проектируемый вариант технологического процесса

Вывод: Замена станков 1К62 на 16К20 и замена 6Р12 на 6М13СН2 позволила сократить время обработки детали на 0,3 час.

2. Расчет объема работ

Определение размера партии деталей и периодичности его запуска

В серийном производстве деталей в обработку запускают партиями. Производственная партия- группа заготовок одного наименования и типа размера, допускаемых в обработку одновременно и непрерывно в течении определенного интервала времени.

Нормативный размер партии можно определить по следующей формуле:

n=N*ti/Др(шт) где

N -годовая программа выпуска деталей, шт.

Др-число рабочих дней в году(247дн.)

ti-число дней, на которые необходимо иметь деталей для бесперебойной работы цеха:

для крупных деталей:t-2.3 дн.

Для мелких деталей: t-8-10 дн.

Для средних деталей:t-5-7 дн.

N=8000*5/247=160 шт.

Расчетная величина партии корректируется так, чтобы она стала равной или кратной месячной программе. При этом “n” стала равной или кратной месячной программе,при этом она не должна быть меньше полусменной или сменной нормы выработки.

Nмес.=N/12 (шт.);Nмес.= 8000:12=666=600 (шт.)

N сут.= N/Дм (шт) 8000 /247) =30 (шт) где

N - годовая программа выпуска деталей,шт.

Nсм.-выработка за смену,шт.,Nсм=15шт

Периодичность запуска -выпуска партии определяется по формуле:

Rз=n./|N(см.)=160:15=9 дн.

Для технико-экономических расчетов участка необходимо годовой объем работ по видам обработки. На участках серийного типа производства обрабатывается как правило несколько десятков однотипных деталей, поэтому необходимо определить трудоемкость обработки не только заданной детали, но и других однотипных деталей, обрабатываемых на участке.

Трудоемкость обработки других деталей определяется через коэффициент дополнительной трудоемкости

Кдт=(Т -N?t шт.) : N?t(шт.) где

Tr-мощнось участка

T шт- суммированное время на обработку детали

Кдт=128000-(8000*2)/8000*2=112000/16000=7

Расчет годовой трудоемкости работ участка по отдельным видам обработки, выполненным на разных станках выполняется в таблице;

Таблица 3 - Расчет объема работ участка

Наименование

Операции

Вид и марка оборудования

Норма времени на 1ед.(час)

трудоемкость заданной детали(н.ч.)

Дополнительная трудоемкость

Однотипных деталей(н.ч.)

Трудоемкость зад.детали н-ч.

Токарная

Токарная

Сверлильная

Фрезерная с ЧПУ

Распределение годовой трудоемкости по видам и маркам оборудования

Таблица 4- Распределение трудоемкости помаркам оборудования

Таблица 5- Распределение трудоемкости по разрядам

Определение среднего разряда работ

Рср=?(Рi*Ti)/Тг. Где

Рi-разряд

Рср.-средний разряд

Ni-трудоемкость соответствующего разряда

Рср.-=(3*25600+4*19200+5*83200)/128000=4,45

3. Расчет потребного количества оборудования и коэффициент его загрузки

Для выполнения заданной программы необходимо определить количество оборудования для участка.

При серийном типе производства расчет потребного количества оборудования по каждому типоразмеру станков определяется на основе годовой трудоемкости работ действительного фонда времени работы единицы оборудования с учетом коэффициента выполнения норм времени на участке.

Нрi =T\Фд*Квн

где Фд- действительный фонд времени работы 1 ед.оборудования Действительный фонд времени определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней и потерь времени на плановый ремонт оборудования.

Фд=((Фк-Дн)*tсм.*m(1-а/100) ч.

Фд= (365-119)*8-2(1-5/100)=3740 час.

Ф ном.-номинальный фонд времени работы оборудования(час)

tсм -количество смен

а- время потерь на ремонт оборудования

8 - продолжительность смены (час)

Расчетное количество станков «n« как правило получается дробным числом, затем оно округляется до целого числа в большую сторону и получается принятое количество станков « n пр». Отношением расчетного количества станков на принятое количество определяют коэффициент загрузки.

Кзаг.=nр. \nпр.?1

Н=Ti |Фд*Кв.н.

1.n р.токарная =38400/(3740*1,12)=9,167 ед. принимаем nпр.= 10 ед.

2. n р. сверлильная=6400/(3740*1,12)=1,53 ед. принимаем nпр.= 2 ед.

3.n.p. Фрез.с ЧПУ=83200/(3740*1,12) =19,862ед. Принимаем nпp=20 ед

4. Расчет количества работающих на участке по категориям профессиям и разрядам

Правильное определение численного состава участка влияет на организацию и производительность труда. Планирование численности работников производиться по каждой категории, профессии и (разряд).

Расчёт численности основных производственных рабочих

Потребность в рабочих, непосредственно занятых изготовлением основной продукции определяется на основе трудоемкости производственного задания и эффективного фонда рабочего времени 1 рабочего в год.В серийном производстве численность основных производственных рабочих определяется по формуле:

Чосн.=Тгод/ (Фэф*Кв.н.)

Эффективный годовой фонд рабочего времени рабочего рассчитывается исходя из календарного времени за минусом потерь рабочего времени- невыходов на работу по уважительным причинам (отпуска,по болезни и пр.)

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год, в часах

Фэф=Фном * (1-К/100)

Фэф=(Фк*tсм*(1-К/100)=246*8*(1-10/100)=1771час.

ФЭФ с учетом Квн=1771*1,12=1983час.

К- % потерь рабочего времени (10-12%)

А.Ч осн.= 128000/Фэф*Квн=128000/1771*1,12=65 чел.

1.Ч.ток.=38400/1771*1,12=19 чел.

2.Ч.сверлил.=6400/1771*1,12=4 чел.

3.Ч.фрез. С ЧПУ=83200/1771*1,12=42чел.

В)Численность основных рабочих по разрядам

Ч=Т/Фэф*Кв.н.

Ч3= 25600/1983=13 чел.

Ч4=19200/1983=10 чел.

Ч5=83200/1983=42 чел.

Всего - 65 чел.

Расчёт численности вспомогательных рабочих

В состав вспомогательных рабочих входят: наладчики, ремонтники,

контролёры, распределители работ, раздатчики инструмента, транспортные рабочие, работники ИРК и др.

В серийном производстве численность вспомогательных рабочих можно определить по укрупненным нормативам в % от численности основных рабочих, она составляет в среднем 10-20% от основных рабочих.

Чвсп.=Чосн.* 20% =65*0,2=13чел.

Расчет численности служащих(ИТР)

В состав этой категории работников входят мастера,старшие мастера,инженеры,экономисты, плановики и.др. В серийном производстве численность служащих (ИТР) составляет в среднем 10-12% от численности основных рабочих.

Читр.=Ч осн.* 10 %= 65*10 =6,5 чел.

СТ.мастер - 1 чел.

Мастер- 3 чел.

Инженер-технолог- 3 чел.

5. Расчёт производственной площади и стоимости условного здания участка

Расчет производственных площадей участка ведется по средней удельной площади (Sуд.) , то есть площади приходящейся в среднем на единицу оборудования. Она принимается в среднем на единицу оборудования 12-20 кв.м. на один средний станок и 4-6 кв.м на 1 верстак.

Sn =610 кв. м.

С учётом дополнительной площади (5%) общепроизводственная площадь составляет:

Sп.п.= Sn * 1,05 = 610 *1.05= 640 кв.м.

По нормативам за 2013 год цена 1 кв.м. производственной площади составляла 7503.5 рубль. В этом случае стоимость условного здания определяется по формуле:

Цпп=Ц 1 кв.м.*Sпп= 7503.5* 640 = 4802240 руб.

Расчет стоимости и структуры основных производственных фондов участка

6. Расчет фондов оплаты труда различных категорий работников

Фонд оплаты труда по целевому назначению подразделяется на два фонда:фонд основной зарплаты и фонд дополнительной зарплаты.

Фонд основной з/платы включает:

Тарифный фонд (прямой), то есть зарплата рабочих за фактически выполненную работу и отработанное время

Премии за производственные результаты, за выполнение особо ответственных работ и т.д.

Доплата компенсирующего характера за работу в ночное время, сверхурочную работу, совмещение профессий, расширения зон обслуживания, работу в тяжелых, трудных и особо опасных условиях и т.д.

Тарифный фонд рабочих-станочников рассчитывается на основе тарифных ставок и годовой трудоемкости станочных операций.

Фтар = ? Сiі * Ті

Cі - тарифная ставка соответствующего разряда

Ті - трудоёмкость выполнения работ по данному разряду

Фтар=121,95*25600+136,11*19200+145,26*83200=17820864 руб.

Фонд основной зарплаты кроме тарифного фонда, включает выплаты и доплаты стимулирующего и компенсирующего характера. Они составляют 30-40% к тарифному фонду.

Фосн = Фтар * Кд

Кд - коэффициент доплат и премий; Кд=1,3-1,5

Фосн= 17820864*1,5=26731296 руб.

Фонд дополнительной зарплаты включает выплаты за неотработанного времени:оплата очередных отпусков, оплата учебных отпусков,оплата времени выполнения гособязанностей и др.Дополнительная заработная плата составляет 10-15% от основной.

Фдоп.осн=(Фосн*Кдоп) / 100%

Кдоп - коэффициент дополнительной зарплаты; Кдоп=10-15%

Фдоп.осн=26731296*0,15=4009694 руб.

Фонд основной и дополнительной зарплаты образуетполный фондэ

ФОТпол.=Фосн+Фдоп.

ФОТ пол.= 26731296+4009694=30740990руб.

В процентах от полного фонда зарплаты определяется СВВФ (Страховые взносы во внебюджетные фонды).Ставка налога устанавливается в законодательном порядке и пересматривается. В настоящее время она составляет 30%.

СВВФ=ФОТ пол.*30/100

СВВФ= 30740990 *0.30=9222297 руб.

При расчете средней зарплаты рабочих учитывается выплата из фонда материального поощрения(ФМП), они составляют в среднем 5% от полного Фонда заработной платы

ЗП ср.мес.осн.ср=(ФОТпол.*1,05) / (Чосн*12) =

30740990 *1.05/ 65*12= 41382 руб.- среднемесячная заработная плата основных рабочих

Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Вспомогательные рабочие, как правило, находятся на повременной оплате труда. Тарифный фонд оплаты рабочих-повременщиков рассчитываетсяч исходя из квалификации рабочих, средней часовой тарифной ставки, рабочего времени и численности и, эффективного фонда времени работы рабочего,

ФОТтар.всп=Сч.ср.*Фэф*Чвсп =

Сч.ср - среднечасовая тарифная ставка; Сч.ср=68,95

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год

ФОТ осн.=ФОТ тар.*К д.=

Фонд дополнительной зарплаты:

ФОТ доп.=ФОТ осн.*Кдоп.

Страховые взносы во внебюджетные фонды(СВВФ)-30% от полного фонда

СВВФ=0.30*ФОТ пол.

Средняя зарплата вспомогательных рабочих:

ЗП ср.=ФОТ пол.*1.05/Чвсп.*12

ФОТтар. = 68,95*1771*13=1587435руб

ФОТосн. = 1587435*1,3=2063665руб.

ФОТдоп= 2036665*0,13=268276руб.

ФОТпол=2063665+268276=2331941 руб.

СВВФ= 2331941 *0.30=699583 руб.

ЗП ср.мес.всп.раб. = 2331941 *1,05/13/12 =15695 руб.- среднемесячная заработная плата вспомогательных рабочих

Фонд оплаты труда служащих(ИТР)

Фонд прямой зарплаты служащих (ИТР) определяется на основе должностных окладов и численности этой категории работников.Численность определяется в процентах от основных производственных рабочих.Она составляет 10-12%Рассчитывается на основе должностных окладов и численности служащих.

ФОТгод. = ?Чсп * О * 12

О -оклад специалиста

Премии выплачиваются из ФМП, выплаты составляют 60-100%

В этом случае полный годовой фонд определится суммой:

ФОТ пол.=ФОТ год.*Кмп

СВВФ=ФОТ пол.*0.3

ФОТ год.=(25000*1+22000*3+20000*3)*12=1812000 руб.

ФОТ пол.= 1812000*1,6=2899200 руб.

СВВФ= 2899200 *0.30= 869760(руб.)

ЗП ср.=2899200 /7 /12=34514 руб.- средняя заработная служащих (ИТР)

7. Расчет полной себестоимости детали

Себестоимость-это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией детали.

С пол.=М+ЗП+ЗП доп.+СВВФ +РСЭО+ОЦР+ОХР +ВПР

А Основные расходы

Расчет затрат на основные материалы на одну деталь

М=Qзаг.*Ц-Qотх.*Цотх. Где

М- затраты на материал

Заг.- вес заготовки в кг.

Ц- цена 1 кг материала-300 руб.за 1кг.

Qотх.-вес отходов в кг.

Цотх.-цена 1 кг.отходов

М=0,8*145-0,5*14,5=116-7,25=108 руб.

Основная зарплата основных рабочих на одну деталь

ЗП осн.=Сч.ср.*tш.к.*Кд

Счср.=121,95*13+136,11*10+145,26*42/65=140руб.

ЗП осн.=140*1,5*2=420 руб.

Дополнителная зарплата основных рабочих составляет 10-15 % от основной

ЗП доп.=ЗП осн.*0.15

ЗП доп.= 420*0,15=63руб.

СВВФ= 0,30*(420+63)=144 руб.

Б. Накладные расходы

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования принимаются укрупнено в % к ЗП осн. основных рабочих и составляют 200-350%

Принимаем 100%

РСЭО = 100% от ЗП осн.

РСЭО= 420*100%=420 руб.

Общецеховые расходы распределяются также в % к ЗП осн. и составляют 100-300%

Принимаем 100 %

ОЦР= 100 %от ЗП осн.

ОЦР= 420*100%=420 руб.

Итого цеховая себестоимость детали

С цех.=М+ЗП осн.+ЗП доп.+СВВФ+РСЭО+ОЦР

Сцех.= 108+420+63+144+420+420=1575руб

Общехозяйственные расходы принимаются на уровне 100-180 % к ЗП осн.

Принимаем 150%.

ОХР= 150% от ЗП осн.

ОХР= 420*1,5=630 руб.

Итого производственная себестоимость:

Спр.=Сцех.+ОХР=1575+630=2200 руб.

ВПР=Спр*Нвпр/100%= 2200*5/100%=110 руб.

С пол.= 110+2200=2310руб.

8. Технико-экономические показатели базисного и проектируемого вариантов

Для определения экономической эффективности разработанного технологического процесса необходимо рассчитать технологическую себестоимость двух вариантов выполнения одной операции:

Первый вариант операции на действующем предприятии и второй вариант, разработанный студентом.

Технологическая себестоимость - неполная себестоимость выполнения одной-двух операций обработки; она включает лишь те затраты, которые связаны с выполнением технологических операций и отличается в сравниваемых вариантах.

В технологическую себестоимость включаются:

1.Затраты на заработную плату рабочего-станочника;

2.Расходы на силовую энергию;

3.Расходы на амортизацию оборудования;

4.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

5.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

6.Затраты на текущий ремонт оборудования и др.

Расчет технологической себестоимости:

Заработная плата станочника ЗПст, руб., определяется по формуле:

ЗПст = Сч * Тш.к. * Кд *Кдоп. (руб.)

где Сч - тарифная ставка, руб.;

Тш.к. - штучно-калькуляционное время;

Кд - коэффициент доплат, учитывающий доплаты за рабочее время.

Базовый и проетируемый вариант

ЗПст =121,95*0,17*1,5*1,15=35,7 (руб.)

Заработная плата наладчика рассчитывается по формуле:

ЗП нал.=t нал.*Тш.к.*Кд*Кдоп./n

Отчисления на социальные нужды Ос/с руб., рассчитываются по формуле:

СВВФ= 0,3 * (ЗПст + ЗПнал) (руб.)

СВВФ=0,3 * 35,7 =10,7 (руб.)

Расходы на силовую электроэнергию определяются по формуле:

Зсэл = (Wуст*Тмаш * Км * /(Ксети *КПДдв)*Ц эн., (руб.)

где Муст - установленная мощность электродвигателей на станки, кВт.ч.

Тмаш - время основное (машинное) на операцию в часах.

Км - коэффициент использования мощности электродвигателя,

Км = 0,7 до 0,8.

Ксет - коэффициент учитывающий потери в сети,

Ксет = 0,8 до 0,9

КПДдв - коэффициент полезного действия двигателя,

КПДдв = 0,9 до 0.95.

Цэл - стоимость 1квт. Час.

Базовый вариант

Зсэ =(11*0,11*0,8/0,8*0,9)*2.88=3,8 (руб.)

Проектируемый вариант

Зсэ = (11*0,1*0,8/0,8*0,9)*2.88 = 3,5 (руб.)

Расходы на амортизацию оборудования определяется по формуле:

Зам = Цс * Нам * Тшк / 100 Фд *КЗ (руб.)

где Цс - первоначальная стоимость оборудования, руб,

Нам - нормы амортизационных отчислений %.

Кз -коэффициент загрузки оборудования (0.8-0.9)

Базовый и проектируемый вариант

Зам = 180000*11,7*0,17/100*3740*0,9=1,06 (руб.)

Расходы на эксплуатацию приспособления определяются:

Зприс=0,6 * Цпр / Nгод (руб.)

где Цпр - первоначальная стоимость приспособления, в рублях.

Базовый вариант

З прис.= 0,6*610/8000=0,04 руб.

Проектируемый вариан

Зприс. = 0,6*1050/8000=0,07 (руб.)

Расходы на эксплуатацию режущих инструментов каждого вида определяют:

Зин=Ц1мин *Тмаш * 60 (руб.)

где Ц1мин - стоимость одной минуты режущего инструмента, в рублях. Базовый вариант

Зин = 0,14* 0,11 *60=0,9 (руб.)

Проетируемый вариант

Зин=0,14*0,1*60=0,8

Расходы на текущий ремонт оборудования:

Зтех.рем.=Цс * Тшк * В / Фд * 100 (руб.)

Базовый и проектируемый вариант

Зт.р. =180000*0,17*4/3740*100=0,32(руб.)

Так как Стех1 больше Стех2 на 0,4 руб., то выбирается более эффективный второй (проектируемый)вариант.

Определение экономической эффективности разработанного технологического процесса

Дополнительные капитальные вложения

К доп.=К2-К1

К1=180000 руб.

К2=207000 руб.

К доп.=207000-180000 (руб.)

К1 и К2-стоимость оборудования в базовом и проектируемом технологическом процессе с учетом транспортных расходов

Условно-годовая экономия

Эу.г.=(Стех1-Стех2)*N год. (руб.)

Э у.г.=(52,05-51,65)*8000=3200(руб.)

С1и С2- себестоимость технологическая базового и проектируемого технологических вариантов

Срок окупаемости дополнительных кап.вложений (ТОК)

ТОК=Эу.г../Кдоп..

ТОК=3200/27000=0,1

Удельные кап.вложения:К1*Тш.к./Фд*КЗ

Базовый вариант-Куд1 = К1*Тш.к./Фд*КЗ 1

Куд1= 180000*0,17/3740*0,9=9,1

Проектируемый вариант-Куд2== К2*Тш.к./Фд*КЗ2

Куд2=207000*0,17/3740*0,9=10,4

Годовой экономический эффект

Э год.=(С1+Ен*Куд1)-(С2+Ен*Куд2)

Где Ен -нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;

Эгод= (52,05+0,15*9,1)-(51,65+0,15*10,4)*8000=1640 (руб.)

Ен- коэффициент экономической эффективности

Снижение себестоимости в %

По операции=(С1-С2)*100/С1 = 52,05-51,65*100/52,05=0,7 %

В результате проведенных расчетов видно, что проектируемый вариант обработки детали « Переходник » эффективнее базового. За счет замены оборудования удалось сократить трудоемкость обработки детали на час.

В результате проведения мероприятий себестоимость детали снижена на 0.7%, условно-годовая экономия получена в сумме 3200 рублей, окупаемость капитальных вложений 0,1 года, производительность труда повысилась на 7,5 %, коэффициент загрузки оборудования 0, 95 .

Списочный состав работающих:

1. Основных рабочих 65 - человека.

2. Вспомогательных 13 - человек.

3. Инженерно-технических работников - 7человека.

Среднемесячная заработная плата:

Основных рабочих:

1. Основных рабочих - 41382 руб.

2. Вспомогательных рабочих - 15695 руб.

3. Инженерно-технических работников - 34514 руб.

Используемая литература

1. Липсиц И.В. «Что такое бизнес-план и как его составить?» М. Россия молодая. 1992г.

2. Добрыднев И.С. «Курсовое проектирование по предмету Технология машиностроения». М., Машиностроение, 1985г.

3. Горфиенкель В.Я. Купряков Е.М. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1996г.

4. Горфиенкель В.Я. Швандара В.Я. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1998г.

5. Сергеев И.В. «Экономика предприятия», «Финансы и статистика», 1997г.

6. Гост 2.105 - 95 Общие требования к текстовым документам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расчет программы участка слесарно-механического цеха и ритма выпуска деталей. Определение количества деталей в партии, оборудования и его загрузки. Расчет фондов заработной платы основных рабочих. Затраты на возмещение износа специального инструмента.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Расчет необходимого количества оборудования, определение коэффициента его загрузки, численности всех категорий работающих. Расчет стоимости основного материала на деталь, фонда заработной платы, стоимости основных производственных фордов и отчислений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2010

    Определение необходимого количества оборудования для исполнения заданных технологических операций на предприятии. Расчет коэффициента загрузки оборудования и потребной дозагрузки. Вычисление себестоимости изготовления изделия и его оптовой цены на рынке.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    Изучение организации производства на машиностроительном предприятии. Расчет нужного количества оборудования и коэффициента его загрузки. Выбор межоперационного транспорта. Определение партии запуска деталей. Калькуляция себестоимости единицы продукции.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Расчет количества технологического оборудования и производственных площадей. Определение стоимости оборудования, численности работников участка, годового фонда заработной платы и уровня производительности труда. Расчет себестоимости текущего ремонта.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Стоимость основных средств. Расчет необходимого количества оборудования, затрат на его содержание и эксплуатацию. Стоимость оборотных фондов. Потребность в трудовых ресурсах, расчет фонда оплаты труда. Определение финансовых результатов предприятия.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Формы организации производственного процесса. Расчет необходимого количества оборудования и коэффициента его загрузки. Расчет полной себестоимости детали и формирование её отпускной цены. Основные технико-экономические показатели работы предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Задачи, цели и функции ценообразования. Расчет выручки и прибыли от реализации продукции предприятия. Определение необходимого количества оборудования. Расчет численности работающих и фондов оплаты труда. Расчет себестоимости и цены программного продукта.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2012

    Расчёты по производственному плану, по каждой операции технологического процесса. Расчёт необходимого количества оборудования и его загрузки. Расчет общей суммы затрат на материалы на весь выпуск продукции. Ведомость оборудования по его загрузке.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2011

    Расчет количества оборудования и его загрузки, стоимости основных фондов участка механической обработки, амортизации основных фондов, стоимости основных материалов на изготовление деталей. Составление сметы затрат на изготовление детали "Корпус".



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника