Зеркальная галерея в версале. Зеркальная галерея. Версаль со стороны дворов

Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) - самый известный интерьер Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Часовней входила в тройку самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV. Размеры зала в плане 73,0 м × 10,5 м. Высота - 12,3 м.

История строительства

В 1678 г. Жюль Ардуэн-Мансар приступил к перестройке «Конверта» дворца, созданного Луи Лево. На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке). Вместе с фланкирующими её залами Войны и Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV) она соединила Большие апартаменты (фр. Grand appartements) короля с покоями королевы, став апофеозом Большого стиля Людовика XIV. Вместе с тем, следует отметить, что сооружение галереи нарушило логику Апартаментов Планет (название группы залов Больших апартаментов): при её создании были уничтожены салоны Юпитера, Сатурна и Венеры, располагавшиеся в левом ризалите «Конверта». (Салон Венеры заново выполнен в начале анфилады, у Лестницы Послов). При оформлении пространства нового интерьера Ардуэн-Мансар отталкивался от созданной им ранее галереи замка Кланьи. Схема же завершения с торцов салонами, сообщающимися с основным объемом открытыми арками, использовалась в резиденции герцога Орлеанского. Сюжеты живописи первоначально предполагалось посвятить Аполлону (как в Лувре) или Геркулесу (как в отеле Ламбер). Но после заключения мира в Нимвегене, ставшего апофеозом правления Людовика XIV, Шарль Лебрен за два дня набросал эскизы Истории короля. По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном «французском» ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским) с fleur-de-lys и галльскими петухами в декоре, и многочисленные элементы меблировки галереи: здесь находились алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и торшеры из серебра, выполненные в мастерских Гобеленов, меж окон на серебряных столах установили восьмирожковые серебряные же канделябры с изображением подвигов Геркулеса, что являлось отражением первоначального замысла оформления. Украшали галерею апельсиновые деревья, высаженные в серебряные кашпо. Этот же металл применён в арматуре хрустальных люстр. Семнадцать окон обрамлены шторами из синего, шитого золотом шелка. Зеркала, давшие название интерьеру, изготовили в только что основанных мастерских Сент-Антуанского предместья. Пол застилали огромные ковры мастерских Савонери. Почти все серебряные изделия отдали в переплавку после первого эдикта против роскоши 1689 г., изданного ради покрытия военных расходов. И сегодня, несмотря на всё великолепие, интерьеры Версаля являются лишь бледной тенью их былой славы.

Исторические события

15 мая 1685 г. в только что завершенной Большой (Зеркальной) галерее король принимает представителей дожа Генуи, вынужденных после десятидневной бомбардировки города французами принести ему публичные извинения за строительство четырех галер для Испании. Это событие запечатлел…

Королевский дворец в Версале – это главная жемчужина Франции, которая находится всего в 20 км от Парижа в небольшом городке. Именно большой Версальский дворец служил образцом для многих европейских замков. Архитектурно-ландшафтный шедевр включает роскошные дворцовые здания и изысканные сады с искусственными и естественными озерами. Версаль стал символом могущества и власти французского монарха Людовика XIV.


Причины строительства королевского дворца в Версале:

  1. В связи с революционным движением проживание в для королевской семьи было опасным.
  2. Амбиции. В XVII веке Франция активно развивалась, став новой сверхдержавой. Мощному государству требовался достойный политический центр, которым стал Версаль. Париж в то время был провинциальным городом.
  3. Зависть молодого короля, возникшая после того, как Людовик XIV увидел замок Во-ле-Виконт Николя Фуке. К слову, владелец замка в скором времени был казнен.

Дворец в Версале мог одновременно разместить 10 000 людей – из них 5 000 придворных и 5 000 слуг. Внутренняя политика Людовика XIV заключалась в бдительном контроле аристократии. Те придворные, которые покидали Версальский дворец, навсегда лишались королевской милости и, как следствие, имущества и чинов.

В строительстве архитектурно-ландшафтного комплекса были задействованы лучшие французские мастера: Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Всего из государственной казны было потрачено 25 млн. ливров или 259,56 млрд. современных евро. Это несмотря на то, что строительство большого дворца во Франции велось в условиях крайне жесткой экономии, из-за чего некоторые окна не открывались, а камины не работали. Зимой жить в Версальском дворце было некомфортно.

Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция.

Самой грандиозной и впечатляющей достопримечательностью Версальского дворца справедливо считают Зеркальный зал. Гениальные мастера эпохи Возрождения воплотили в нем идеи абсолютизма. Зал поражает и восхищает богатством и роскошью. Каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом. Огромные зеркала, скульптуры и многочисленные хрустальные люстры гармонично соединены в едином ансамбле.

Интересно, именно в Зеркальной галерее в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор.


Королевская капелла, Версаль, Франция.

Королевская капелла находится в правой части дворцового комплекса в Версале. Позолоченный царский алтарь контрастирует с белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Изысканные бронзовые фигуры греческих богов сразу же приковывают взгляд. Капелла состоит из 2 этажей. Подняться на верхний ярус имели право только монархи.

Любопытный факт: каждая вторая придворная дама мечтала стать фавориткой любвеобильного Людовика XIV. Именно поэтому представительницы прекрасного пола никогда не пропускали богослужение.


Зал Аполлона, дворец в Версале, Франция.

Тронный зал предназначался для проведения торжественных приемов иностранных делегаций. Вечером здесь иногда устраивали праздники.


Салон Войны, дворец в Версале, Франция.

Салон Войны посвящен военному триумфу Франции. Стены зала украшены полотнами, прославляющими легендарные победы французов.


Салон Дианы, дворец в Версале, Франция.

Интерьер данного салона украшают золотые своды и расписные стены, античные скульптуры и бюсты. Когда-то в этом зале стоял большой бильярдный стол, за которым развлекались монархи и придворные.


Спальня королевы, Версальский дворец, Франция.

Спальню королевы украшают тканые портреты, живописные панно, лепнина, хрустальные люстры. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом.

Интересно: в XVII веке королевы рожали прилюдно.


Спальня короля, дворец в Версале, Франция.

Экстравагантный король Франции больше всего любил помпезность и роскошь. Именно такой и является его опочивальня, расположенная в самом сердце Версальского дворца. Королевское ложе украшено шелковым балдахином алого цвета.


Самовлюбленный монарх Людовик XIV обожал театр. И поэтому всю свою жизнь он превратил в помпезное представление, которое с достоинством было дано на великолепной сцене – в королевском дворце в Версале !

Меня звали Алиса, моего брата Рома и нашего друга звали Саша. Мы попали в какое-то странное место. Было похоже на парк ужасов. Кругом были монстры (люди переодетые в монстров), разваленные дома, страшные аттракционы и надписи, вроде такой: "Смертельная комната!" или "Смертельный спуск. Может быть, ты уже никогда не вернешься назад".

Слева от нас был указатель, на нем было написано: "Зеркальный дворец" и стрелка направо.
- Пойдем посмотрим что это за "Зеркальный дворец". - предложил Рома.
Он потащил Сашу ко входу. Мне ничего не оставалось как последовать за ними. Мы прошли мимо еще одной таблички: "Не щипаться" - и приблизились к высоким сверкающим дверям. Наверху была желто-зеленая надпись: "Зеркальный дворец. Постарайся отразиться во всех зеркалах. Быть может, ты уже больше никогда себя не увидишь!"

Пока я раздумывала над этими словами, мальчики скрылись внутри.
- Эй, подождите! - крикнула я и бросилась за ними. И сразу очутилась в узком темном туннеле. В глазах все еще стоял ослепительный блеск и ничего не было видно.
- Ром! Саш! - закричала я. - Где вы?
Мой голос разнесся эхом по всему туннелю. Откуда-то издалека раздался их смех. Я двигалась почти вслепую.

Потолок нависал так низко, что пришлось опустить голову. Мало-помалу глаза привыкли к темноте. Туннель кончился и я оказалась в высоком длинном коридоре. Стены и потолок были сплошь увешаны зеркалами. Я даже вскрикнула от неожиданности. Множество моих отражений смотрело на меня отовсюду. Причем, в одном зеркале у меня не было глаз, в другом - кистей рук и из них сочилась кровь...

Я в страхе снова стала звать ребят. И снова их смех послышался откуда-то издалека.
- Найди нас! - крикнул Рома, загадочно хихикая.
Я побежала через зеркальный коридор. Он повернул сначала налево, потом направо. Мои кровавые отражение бежали со мной и что-то шептали. Тысячи, миллионы меня не отставали ни на шаг, сливаясь в бесконечности.
- Я никак не могу вас найти! - кричала я ребятам.
Но в ответ только слышался их смех и отзвук шагов. И мне уже стало казаться, что шаги и смех доносятся из глубины зеркал.

Вся дрожа от ужаса, я пошла медленнее и осторожнее и вскоре заметила в зеркальной стене маленький вход.
- Я иду к вам! - крикнула я и шагнула в проход.
И сразу - бац!
Я ударилась лбом о толстое стекло. Боль пронзила мне голову, затылок и тупо отдалась в спине. Упершись в стекло руками, я положила на них голову, стараясь пересилить боль.
- Алиса, где ты? Найди нас! - снова раздался смех Ромы.
- Я ударилась головой, - крикнула я, потирая лоб.
Их смех разнесся по всему коридору. Мне даже показалось, что они у меня за спиной. Я обернулась. Но везде были только зеркала. И никакого прохода.

Лоб саднило, но боль прошла. Я снова двинулась вперед с еще большей осторожностью, почти забыв об ужасающих отражениях. На этот раз я шла, вытянув вперед руки, чтобы не налететь на другое стекло.

Завернув за угол, я очутилась в огромном зале. Здесь зеркальными были не только стены, но и потолок и пол. Как будто меня посадили в зеркальную клетку. Я чуть с ума не сошла от самой себя, но эти отражения не были такие кровавые.

Я сделала несколько осторожных шагов. Очень странно идти по своему отражению. Кажется, что вот-вот промахнешься и не попадешь на ступню, которую протягивает снизу твой двойник, - и тогда можно провалиться сквозь пол.

Ребята! Я не могу вас найти! - опять крикнула я.
Но ответа не последовало.
В животе сразу что-то больно сжалось от страха.
- Рома! Саша! Где вы? - закричала я во всю мочь.
Рты всех моих двойников тоже раскрылись и громогласное эхо наполнило зал.
- Рома! - Тишина.
- Саша! - Никакого ответа.
- Хватит дурачиться. Я так не играю.

Миллионы моих двойников смотрели на меня испуганными глазами. Но Рома и Саша не отзывались.
Куда же они делись?

История строительства и дизайна не знает столь частых попыток подражания, как подражание Версалю! Именно Версальский дворцово-парковый ансамбль (Parc et ch?teau de Versailles) послужил моделью для возведения многих европейских замков и парков. Этот непревзойдённый исторический комплекс роскошных дворцовых зданий, многочисленных сооружений, изысканных оранжерей, парков, садов с естественными и искусственными водоёмами, оказал невероятное влияние на градостроительную мысль XVIII века.

Никогда королевские резиденции не строились просто так. тоже не стал исключением. Великолепный «король-солнце» Людовик XIV имел массу причин для строительства новой постоянной резиденции. Идея у монарха возникла после того как он увидел дворец министра финансов Николя Фуке в поместье Во-ле-Виконт. Испытывая зависть и желание владеть такой роскошью, Людовик XIV де Бурбон начинает перестройку старого замка в Версале. Он принимает твёрдое решение, превзойти замок во всём. К тому же французский монарх не был сильно привязан к Парижу и предместью Сен-Жермен. А кажущаяся ему небезопасность проживания в , ускоряет начало строительных работ.

Немного истории.

История Версальского дворца начинается с конца шестнадцатого столетия. Когда-то здесь был небольшой домик, окружённый садом, где в лесу охотился Людовик XIII (отец Людовика XIV) . Охота была главным увлечением Людовика XIII и в 1623 году он стоит здесь простой без изысков охотничий замок из сланца, кирпича и камня. В 1632 году территорию, где ныне расположен Версальский дворец, расширяют, купив у архиепископа Парижского Версальское поместье. Начинается двухлетняя перестройка, переросшая в почти пятидесятилетнее строительство.

После конфискации замка Во-ле-Виконт в 1661 году и ареста Николя Фуке (помните Д’Артаньяна из знаменитого романа А.Дюма, именно он участвовал в заключении под стражу министра финансов), группа мастеров, возводившая этот дворец, по приглашению правителя перебирается в Версаль. Архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, придворный садовод Андре Ленотр, художник и мастер по интерьерам Шарль Лебрён переделывают, увеличивая и обновляя Версальский дворец.

Шедевры Версальского дворца.

Каждый зал дворца в Версале, это дивная поэма о красоте и роскоши, таланте и усердии мастеров.

Королевская капелла. Находится в правой части здания недалеко от входа. Царственный алтарь окружают бронзовые фигуры богов древней Греции. Пол с королевским гербом в центре выложен цветным мрамором. Капелла имеет два яруса со спиральной лестницей. Подняться наверх могла только семья монарха, менее титулование особы оставались внизу.

Интересная история дошла до наших дней. Желая привлечь внимание любвеобильного монарха, на богослужение собиралось много придворных дам. Но начальник гвардии его величества решил пошутить, объявив дамам, что короля не будет на мессе. Каково же было удивление правителя, когда он прибыл на богослужение и не увидел ни одной дамы внизу!

Как правило, после службы король направлялся в один из девяти торжественных залов. Сегодня туда идут толпы посетителей, чтоб прикоснутся к истории, подолгу рассматривая галереи, посвящённые античным героям: Венере, Диане, Марсу, Меркурию, Аполлону, Геркулесу. Многие стремятся в салон Войны, « Бычий глаз» и жемчужину Версаля — Зеркальную галерею.

Зал Венеры. Самый главный экспонат этого салона — статуя Людовика XIV.

Зал Дианы. Здесь стоял огромный стол, где при Людовике XIV развлекались игрой в бильярд. Стол был накрыт ярко малиновым велюровым ковром с золотой бахромой. Придворные дамы сидели по кругу, на возвышении, это позволяло им наблюдать за игрой и рукоплескать успехам самовлюблённого короля.

Зал Аполлона — тронный. Он служил для торжественных приёмов иностранных послов и престольных праздников. Ближе к вечеру здесь обычно танцевали, устраивали музыкальные и театральные . Самодержец, любивший покрасоваться, сам с наслаждением принимал в них участие.

Зал Войны целиком посвящен во время военных действий. На стенах можно увидеть монументальные полотна, восхваляющие знаменательные победы Франции.

Салон « Бычий глаз» , помещение с окном, выходящим во внутренний двор в форме овала. Сюда допускались титулованные и приближённые особы монарха, что бы понаблюдать за тем, что происходит в апартаментах короля через отверстие, напоминающее бычий глаз.


Зеркальная галерея
(Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.

Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.

Первое что привлекает здесь внимание, размеры кровати королевы. Она огромна, почти на всю спальню! По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал
с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника